Если есть в стране человек, который знает все о местном самоуправлении – об истории его становления, борьбе за самостоятельность, успехах в реформах и обидных поражениях, так это нынешний глава Национального агентства местного самоуправления Бахтияржан Фаттахов.
Он по праву считается одним из самых авторитетных экспертов в этой области. Его видение роли и места МСУ, после пережитых летом прошлого года трагических событий, нам кажется чрезвычайно интересным и важным.
- Местное самоуправление способно предотвратить конфликты, которые у нас сейчас возникают на пустом месте?
- Не то, что могут. Они и делают это, потому что обязаны выполнять миротворческие функции, так как граждане Кыргызстана независимо от национальности, расы, веры проживают на определенной территории, как члены местных сообществ. Когда люди занимаются повседневными делами, они более дружны, сообща решают насущные вопросы.
Мы подготовили положение «Об этнических советах при органах местных самоуправлений». Лидеры сообществ будут представлены как бы советниками руководителя органов местного самоуправления, их тоже будут привлекать к решению проблем местного значения. Это и обеспечение населения питьевой водой, и благоустройство территорий, и создание рабочих мест, и улучшение состояния дорог и т.д. Мы участвовали в разработке концепции политики государства, достаточно активно поддержали ее и хотим претворять в жизнь. Нам ясно, что чем больше будем привлекать все этносы, проживающие в Кыргызстане, к решению общих задач, тем быстрее достигнем цели.
- Создание этнических советов – это что-то новое. Если встал такой вопрос, значит, проблема назрела?
- К сожалению, концепция была разработана еще в 2004 году, однако документ остался на бумаге. В плане развития местного самоуправления тоже была допущена ошибка. Есть стратегия развития местного самоуправления, которая называется «Национальная стратегия децентрализации госуправления и развитие местного самоуправления». В ней шесть разделов и последний посвящен «участию гражданского общества и превентивному развитию ».
Чтобы предотвратить возможный конфликт, надо было заниматься профилактикой, предвидеть возможность возникновения негативных явлений в обществе. В этом смысле была проведена недостаточная работа. Этот шестой раздел оказался без внимания и правоохранительных органов, и ассамблеи народов Кыргызстана, И МСУ. События в Петровке, Маевке – все они показывают, что не случайно вспыхнул пожар на юге страны. Причина - отсутствие системной государственной политики, слабой кадровой политики. Если бы вопросы решались вовремя и оперативно, то трагедии можно было бы избежать.
- Местное самоуправление оказывает влияние на среду для развития человека? Тут мнения самые разные звучали.
- Кто говорит нет, тот не знает, что такое местное самоуправление. Мы разработали национальную стратегию децентрализации до 2015 года, где есть три направления: это оптимизация управлений координации работ органов местного самоуправления, усиление потенциала МСУ в целом и развитие информационно – коммуникативных связей. Во втором разделе мы акцентируем внимание на усиление работы по управлению разнообразием. Каждый гражданин Кыргызстана, независимо к какому бы этносу не относился, должен иметь равное право участвовать в общественной жизни страны.
Самоуправление не является продолжением какой либо ветви власти, оно имеет место, определенное ей Конституцией. Оно ответственно перед населением за решения дел местного значения. В последнем законе определили, что такое курултай местного сообщества, что такое сход, т.е. пошли на улучшение участия граждан в процессе управления и принятия решения.
Когда речь заходит о децентрализации, многие думают, что это означает передачу функций от Бишкека в айылный округ. Это ошибочное мнение. Функцию от министерства - айыл окмоту - не решение вопроса. А вот когда граждане, которые проживают в населенном пункте, сами будут решать, тогда и услуги будут оказывать более качественные, не будет элементов коррупции. Я вам сразу скажу, что такое услуга. Последние два года провели исследования, чтобы узнать, сколько людей удовлетворены качеством услуг в здравоохранении, снабжением поливной и питьевой водой, местными дорогами, управлением муниципальной собственностью. К сожалению, если оценивать по пяти бальной системе, ни одна из сфер не удостоилась максимальной оценки. Поэтому надо развивать местное самоуправление. А как? Раз мы все вместе живем, мы должны в этом процессе участвовать. Каким путем? Быть меценатом, привлекать инвестиции, своим трудом, участием в общественной жизни. Если вы живете в многоэтажке, возьмите управление вокруг дома в свои руки, создайте с соседями ТСЖ (товарищество собственников жилья) или наймите управляющие компании. Но только не оставайтесь в стороне Управляйте, вам государство дало на это право. Однако, зачастую мы на эти вопросы не обращаем внимания.
- То есть не всегда виновата власть. Просто нередко можно слышать жалобы, что не хватает полномочий, финансов для самостоятельности.
- По части финансов, это правда. К сожалению, мы еще не добились самоокупаемости. Мало у нас муниципалитетов экономически независимых. Дело в том, что государство должно финансировать независимо от того этот муниципалитет самоокупаемый или нет. Если законом определено, что эти услуги должны быть получены в том населенном пункте, где вы проживаете, а муниципалитет не в состоянии это сделать, то государство должно помочь ему в виде выравнивающих или стимулирующих грантов. Гражданин не должен быть обделен.
Природно-климатические условия создают дополнительные сложности. В труднодоступных районах малочисленные айыльные округа, народу там проживает немного, значит источников бюджета не достаточно. Конечно, таким населенным пунктам необходима государственная поддержка.
Например, есть проект по Памиро-Алайскому региону. Местные органы высокогорных районов не в состоянии финансировать все услуги, которые они обязаны оплачивать. Сейчас им в этом помогают международные проекты, в тоже время мы строим новые межбюджетные отношения. Но средств все равно не хватает, поэтому мы ставим перед правительством вопрос о необходимости создания фондов для развития местного самоуправления именно высокогорных районов.
- Ваше мнение, сегодня местное самоуправление выполняет функции воспитания гражданина?
- Особое внимание уделяем работе с молодежью, здесь сотрудничаем с неправительственным сектором, министерством социальной защиты. В каждом аппарате муниципалитета есть специалисты, которые занимаются этим. Не могу сказать, что во всех МСУ дело воспитания подрастающего налажено как надо: есть положительные моменты, примеры хорошей организации деятельности негосударственных дошкольных учреждений, успешной практики работы с беспризорными детьми, планирования досуга молодежи. В некоторые городах на должном уровне поставлена работа с органами внутренних дел, ОПЦ - общественно- профилактическими центрами. В айыльных округах люди создали хорошую спортивную базу, возродили пионерские лагеря.
Конечно для проведения мероприятий, обустройство детских площадок нужны средства, но в первую очередь, мозги и желание. Есть хорошая база при школах, которую можно задействовать, не все стадионы загружены. Если мобилизовать энергию граждан, заинтересовать их, можно немало полезных дел совершить.
Мы в последнее время видим три проблемы: это отсутствие четкого разграничения функций. Чем должна заниматься центральная власть, а чем местное самоуправление. Рядовой гражданин должен знать, по какому вопросу к кому обращаться. Вторая проблема - слабый уровень подготовки муниципальных служащих. Нам не удалось привлечь профессиональный состав управленцев, хотя достаточно много занимаемся обучением, переподготовкой кадров.
- Насколько мне известно, при вашем агентстве готовится создание центра по подготовке муниципальных служащих.
- Мы проанализировали ситуацию и увидели, что в Академии управления при президенте в год готовят от 60 до 90 магистров. Но это очень мало, у нас на муниципальной службе занято 8,5 тысяч человек и столько же местных депутатов. Поэтому сегодня необходимо усиление государственной политики в области местного самоуправления. Каким путем? Государство отдает определенные вопросы местному сообществу. Например, по вопросу стандартов по оказанию муниципальных услуг. Мы хотим этот центр направить на разработку стандартов, привлечение новых технологий. Но самое главное - наладить учебу служащих. Хотим максимум охватить всех муниципальных работников системной повышения квалификации. Чтобы каждые три года человек проходил определенный уровень переподготовки.
- В этой сфере большая текучка кадров?
- Я бы сказал огромная. Мы всех глав обучили за счет средств доноров, однако среди них очень высокая сменяемость. Сейчас готовим 154 руководителя исполнителей власти. К сожалению, их надо будем снова обучать. Мы усилили требования к отбору, кандидат должен иметь не только высшее образование, опыт государственного муниципального служащего не менее трех лет, он должен пройти определенную подготовку, так как есть своя специфика в работе в органах местного самоуправления.
Академия при президенте решила на юге республики возродить центр для этого региона, который значился на бумаге. Я поддержал инициативу. К тому же наше агентство свой центр создает. Но обучение - не самое главное направление, мы еще хотим поднять уровень аттестации, проводить проверку знаний. Уже готовы вопросники. Мы проведем аттестацию на предмет знания законодательства муниципальными служащими.
- Руководители муниципалитетов и айыл - окмоту в основном мужчины. Если было бы больше женщин в МСУ, может и работа велась эффективнее?
- Здесь я полностью поддерживаю гендерную политику. Женщины – руководители были и есть среди мэров городов, председателей районных кенешей. Но уверен, что чем их будет больше в управлении, тем качественнее МСУ. В аппаратах у нас большинство женщин, на руководящих должностях – мужчины.
Мы специально провели гендерное исследование в органах местного самоуправления. При проведении кадровой политики мы потребовали, чтобы обратили на этот факт внимание, создали на местах определенные возможности для карьерного роста женщин. Их роль в местном самоуправлении надо поднимать.
- Что необходимо предпринять, чтобы МСУ стали самодостаточными, экономически независимыми?
- Новый налоговый кодекс резко ухудшил финансовую базу местного самоуправления, раньше было восемь видов местных налогов, а сейчас - только два: земельный налог и налог на имущество. Шесть видов общегосударственных налогов из них только два расщепляются и поступают в местный бюджет, это налог с продаж и подоходный налог. Налог с продаж поступает 50% в местный бюджет и 50% в республиканский. Мы считаем, что налог с продаж надо полностью направлять на местный бюджет, потому что, подняв экономику регионов, сможем поднять экономику страны.
Это мировая практика, когда подоходный налог пополняет местный бюджет, а у нас даже в айыльный бюджет ни одной копейки не поступает. Потом еще два налога - за использование природных ресурсов. Строится кирпичный завод, для него берется глина, нарушается экология. Почему ни одной копейки не платят в местный бюджет? Идет разработка полезных ископаемых, а местный бюджет ни одной копейки не получает. Налог с прибыли тоже пополняет республиканскую казну.
Разве местное руководство будет оказывать содействие, чтобы предприятие работало прибыльно, если оно не заинтересовано? Пора ввести местные сборы. На берегу Иссык-Куля можно возродить в виде сбора те старые налоги – гостиничный, за рекламу, содержание собак в крупных городах. Считаю, что в ближайшее время надо пересмотреть налоговую базу местного самоуправления.
Замечу, мы не только выступаем, инициируем законопроекты, мы пишем и в Минфин, Налоговую службу, администрацию президента письма об этом. Агентство все время лоббирует, продвигает этот вопрос. Участвуем во всех рабочих группах по совершенствованию налоговой базы. Мы первыми заявили, что этот налоговый кодекс не всегда учитывает интересы кыргызской экономики.
- Правительство пойдет навстречу?
- Я надеюсь. Мы ведь не сидим сложа руки, поднимаем местную экономику, привлекаем инвестиции. У АРИСа есть несколько проектов, направленных на улучшение инфраструктуры малых городов и новостроек вокруг Бишкека. Водоснабжением в некоторых городах занимается фонд экологического развития. Крупные кредиты через USAID выделены на местное экономическое развитие - 27 миллионов долларов. Мы предлагаем новые идеи, создаем рабочие места, но дайте возможность пополнять местные бюджеты.
- В настоящее время у многих возникает такое ощущение, что центр все больше усиливает свою власть.
- Это в результате той политики, которая раньше проводилась. И при которой была допущена диспропорция развития регионов. И раньше Бишкек, Чуйский область лидировали по объему выпуска промышленной продукции. Ну и потом инвестиционная политика тоже больше учитывала интересы этих регионов. Зато юг республики, Талас, Нарын были обделены, что порождает внутреннюю миграцию.
Люди стремятся поближе к столице, потому что здесь есть возможность заработать. Пусть здесь жизнь дороже, но и работы больше. Здесь и качество обучения выше.
Мы должны наладить систему финансирования образования независимо в Чаткале или в Бишкеке. А если кто-то хочет для своего ребенка лучшее образование, то должен за свой счет платить за услуги. Не должны быть спец.лицеи, гимназии, финансирующиеся за счет государственных, муниципальных средств. У нас должна быть справедливая государственная система финансирования образования детей.
Сейчас вот такого большого оттока людей из малых городов нет, нужно скорее решить задачу по возрождению простаивающих предприятий. Конечно, всех мы не удержим - это естественный процесс. Но можем сохранить основную часть местного населения, если обеспечим нормальное развитие региона.
В первые годы независимости ужасная ситуация была в Кок-Янгаке, Джалал –Абаде, где градообразующие предприятия, шахты были закрыты. Сейчас этого процесса нет, во всех городах есть стратегия развития. Мы даже успели для крупных айыльных округов тоже разработать стратегию развития, получившие одобрение местными кенешами. Сегодня можете приехать в Каракол, там 12,5 тысяч студентов. Смотрите как город развивается, то же самое можно сказать о Джалал-Абаде, Кара-Балте. Здесь многое зависит от личности руководителя.
- Многие говорят о необходимости проведения административно- территориальной реформы, но многие видят ее по-своему.
- В такой республике, как наша, необходимо от четырехуровнего правления переходить к трехуровневому. Международный опыт показывает, что те страны, которые прошли этот путь, сумели эффективнее наладить систему госуправления. Т.е. все-таки задача органов не оказывать услугу друг другу, а работать для населения. Центральный или государственный уровень сохраняется, как и первичный – МСУ, а между ними существующие два уровня надо сократить. Первый шаг уже сделан, областная администрация ликвидируется в виде местной администрации. В областях будут пока сохранены только полномочные представители правительства. Теперь у нас остаются города, которые раньше назывались городами областного значения. Они все будут переведены в города и города районного значения, а Ош, Бишкек - мегаполисы республиканского значения. Следующий этап – экономическое районирование. У нас 40 районов, я думаю некоторые районы, видимо, придется укрупнять. В некоторых айыльных аймаках придется ввести госуправление в интересах национальной безопасности и интересах будущего развития.
Радикализм здесь неуместен. Лучше семь раз отмерить и один раз отрезать. Не надо торопиться, надо сначала подготовить местное сообщество, провести разъяснительную работу. Если народ будет заинтересован, это уже половина успеха.
Ну, сейчас у нас парламентская страна, в партийное строительство достаточно активное вовлекаются регионы. Выборы по партийным спискам и проталкивание своих людей в местное самоуправление это позитив или негатив?
- Парламентская республика – это и есть углубление демократизации, когда идет процесс развития демократических форм управлений от этого МСУ только выигрывает. Но мы должны считаться с реалиями. Мое мнение, надо было в этом вопросе подождать еще несколько лет, пока партийная система управления не достигнет республиканского масштаба. Но предложено разработчиками из числа депутатов начать выборы по пропорциональной системе в городах. И мы с этим согласны.
Какие эмоции возникают у вас при упоминании МСУ?
- Меня недавно назвали «неисправимым оптимистом». Так вот, это правда. Уверен, мы выбрали правильный путь развития МСУ, который соответствует основным принципам развития местного самоуправления в мире. Многие страны изучают наш опыт, а соседи завидуют нам. В Казахстане, Туркменистане, Таджикистане, изучают наш опыт и идут по нашим стопам.
- Какими бы вы хотели видеть МСУ через десятилетия?
- Чтобы произошло разграничение полномочий, был налажен контроль, не по всем вопросам, а в соблюдении стандартов, произошла фискальная децентрализация. И еще много чего позитивного и прогрессивного.