Все познается в сравнении, - гласит народная мудрость. С таким утверждением согласятся и участники бюджетного процесса. Например, какой была столичная казна в прошлом году, сколько денег Бишкек заработал, на что тратил их, как мегаполис решал важнейшие вопросы жизнеобеспечения граждан, и, что изменилось с тех пор? Что составляет доходную часть бюджета в 2015 году, правильно ли были спрогнозированы доходы, как мэрия планирует решать проблемы финансирования? – ответы на эти и другие острые вопросы прозвучали на пресс-сессии «Особенности бюджета Бишкека 2015 г.». Мероприятие состоялось 8 июля в Институте политики развития.
Перед журналистами с анализом состояния и реформ, происходящих в бюджетной сфере столицы, выступил эксперт по межбюджетным отношениям Асылбек Чекиров. Свою презентацию он полностью посвятил самым актуальным вопросам и проблемам, с которыми приходится сталкиваться и решать столичным властям при реализации планов по благоустройству, развитию Бишкека. По сравнению с прошедшими годами произошли заметные изменения, как в сфере сбора доходов, так и в их распределении. Эти реформы нельзя считать законченными, скорее они только начались и проходят медленно и болезненно. Но важно то, что перемены все-таки пошли. Наконец-то все ведущие участники бюджетного процесса пришли к общему пониманию о необходимости реформ.
Например, впервые за последние годы удельный вес ЖКХ в бюджете столицы КР занял второе место после образования, - заявил Асылбек Чекиров. - Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2015 году утверждены в размере 1,92 миллиарда сомов. Это говорит о том, что политика исполнительных органов власти в части расходов бюджета поменялась. Теперь они занялись своими непосредственными обязанностями.
Эксперт акцентировал внимание СМИ и на проблеме излишней централизованности бюджета Бишкека и необходимости деконцентрированности власти. До сих пор все средства сосредоточены в мэрии. Естественно, что это понимают простые граждане, бизнес, организации, которые по поводу и без прямо обращаются в аппарат мэрии, минуя районные структуры, у которых нет сейчас денег, значит, и нет власти и влияния. Между тем, это не секрет, что мэрия не поспевает за все растущими потребностями горожан получать качественные услуги ЖКХ, транспорта.
Прошедшая в стенах ИПР пресс-сессия еще раз показала, что бюджетная тема все более и более занимает умы экономических журналистов, которые буквально засыпали спикера Чекирова вопросами о строительстве дорог в столице, уборке и переработке отходов, создании новых рабочих мест, обещанной в сентябре увеличении заработной платы учителям и другие.
По мнению участников, они не зря потратили время – получили глубокий анализ бюджета столицы на текущий год, услышали ответы на все свои вопросы, узнали о нерешенных проблемах. Все это вкупе дает им богатую фактуру для написания аналитического материала. В целях усиления информированности общественности ИПР в партнерстве с Агентством развития города и при финансовой поддержке DFID в рамках реализации Проекта «Повышение уровня прозрачности и подотчетности бюджетного процесса города Бишкека» продолжает цикл пресс-сессий для СМИ, посвященных бюджетной тематике Бишкека.