На этой неделе ряд авторитетных общественных организаций выступили с обращением в адрес парламента, партий, государственных и партийных деятелей. Они просили депутатов Жогорку Кенеша обязательно при формировании новой коалиции в соглашение включить положение о приоритетном развитии местного самоуправления (МСУ).
Игнорирование регионов, считают подписанты, чревато негативными последствиями.
Главными причинами провала прежних режимов были: стремление к построению властной вертикали, жесткая централизация управления, оттягивание финансовых и кадровых ресурсов из регионов в столицу. Они привели к ослаблению местного самоуправления, разрыву связи между властью и населением. Парламентарий Омурбек Абдрахманов, в прошлом известный предприниматель, не раз признавался, что горячо ратует за децентрализацию власти и передачу дополнительных полномочий местным органам самоуправления. Что мешает центру это сделать, почему проблемы МСУ решаются так медленно, наш разговор с депутатом ЖК.
– Органы на местах не могут оказывать какого-либо влияния на среду для нормального развития человека, — с этого тезиса начал он беседу.— Потому что, а в этом я убежден, МСУ сейчас как такового нет. Мы живем по законам вертикали власти и при такой централизации полномочий и финансов в столице МСУ просто не может развиваться. Субъекты местного самоуправления деградируют, у их руководителей преобладают иждивенческие настроения. Людей приучили, что все, в конечном счете, будут за них решать другие — те, кто сидят наверху, в Бишкеке.
Нам нужно провести большую работу в законодательной области, а потом и в финансовой, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. К тому же необходимо научить местное население жить своим умом. Чтобы оно поняло: все заботы о местном развитии надо взять на себя, а не ждать у моря погоды. Если этого не сделать, то развития Кыргызстана, а в частности местных сообществ, не стоит ожидать.
— Некоторые полагают, что МСУ служит фактором социальной стабильности и снижения конфликтного потенциала. Вы согласны с этим?
— Естественно, где местное самоуправление представляет собой самостоятельный орган, который работает и решает многие вопросы автономно, в таких государствах, замечу, нормальная, стабильная жизнь. Там, где дела обстоят, как у нас, свершаются революции, наблюдается застой во всем — в экономике, науке, культуре, образовании.
Чем сильнее местная власть, тем меньше разного рода конфликтов. МСУ сдерживает их, не дает развиться. Согласитесь, легче провести профилактическую работу, чем потом от пожара спасать всю страну.
Если все проблемы будут разрешаться на местах, а не в столице, то, конечно, от этого польза обществу. Ведь государство может взять на себя общие вопросы, которые касаются всех. Насущные, текущие заботы — дело местных властей.
— В отдаленных районах местное самоуправление может способствовать развитию поликультурного мышления?
— Когда люди решают какие-то хозяйственные, выборные, политические вопросы у себя дома — они растут как личности. У них повышается самооценка, расширяется кругозор, поднимается общественная культура.
— В настоящее время в нашу жизнь все активнее проникают старые традиции и обычаи, среди них есть и вредные. Их возрождение идет в регионах. Что скажете об этом явлении?
— Традиции действительно приходят оттуда - с низов. Согласен, идет реанимация пережитков прошлого, культивируется не совсем здоровый интерес к ним. Если народ не может решать вопросы на местах, значит, с ним не все в порядке, то и откуда быть здоровым обычаям? Сейчас только дурные традиции превалируют в нашем обществе. Например, своего рода соревнования по трате денег на тои, поминки, юбилеи.
— Согласитесь, женщин на всех уровнях власти немного. Как думаете, влияет ли на развитие МСУ этот факт?
— Нет, при чем тут гендерный вопрос? Когда органы местного самоуправления начнут нормально функционировать и выполнять стоящие перед ним задачи, и проблемы с равенством полов уладятся. Женщин будет гораздо больше в управлении государством, чем сейчас.
— А способен один отдельный округ хорошо экономически развиваться независимо от центра?
— Знаете, в Америке штаты от центральных властей не зависят, они живут и богатеют сами по себе. Там четко разграничены функции центра и местных органов управления. Регионы живут автономно, все делают сами. У нас же сохранилась централизованная коммунистическая система.
— Не слишком ли резки ваши высказывания? В Кыргызстане есть и успешные органы МСУ.
— Но мы не должны говорить об отдельных случаях, а обсуждать тенденцию.
— А что если совсем отказаться от этого института? У нас не такая большая страна, можно управлять и из Бишкека.
— Жить без МСУ? Это невозможно, тогда наступит крах. Мировая практика показывает: там, где есть местное самоуправление, прогресс в развитии. А где его нет, наступают безвластие и беспорядки. Самый свежий пример — “арабская весна”.
— Почему лидеры страны боятся усиления регионов?
— Потому что эти люди очень слабые и как политики, и как руководители. Они хотят камчой устанавливать свой порядок и правила. Рассуждают: мол, я главный в стране, значит, на этом месте будет мой человек, который станет работать на меня. Однако такой расклад несправедлив. Люди в провинции сами должны выбирать лидеров, ведь в центре не знают, где что творится. Задача государства — издавать законы и следить за их исполнением.
— Сейчас идет усовершенствование законов. На ваш взгляд, они должны меняться эволюционным путем или революционным?
— Безусловно, эволюционным. Если попытаться резко, в один момент все поменять, люди просто не поймут. Мы, депутаты, прежде чем принять законопроект, должны обсудить с народом, узнать его мнение, определить все плюсы и минусы. Только тогда его будут готовы исполнять.
— Хотелось бы понять, парламентарии намерены проводить административно-территориальную реформу?
— Сегодня большинство депутатов ратуют за дальнейшее развитие МСУ, ведь они сами пришли оттуда. Но их стремления к переменам встречает сопротивление со стороны правительства, которое единолично хочет всех региональных руководителей назначать на посты.
— Алмазбек Атамбаев пойдет на реформы в области местного самоуправления?
— Не думаю. Если бы он хотел, то давно бы пошел на такой шаг. Никто не мешал начать реформы, когда он занимал премьерское кресло.
— Народ наш стал слишком политизированным, в том числе и в регионах. Это хорошо или плохо?
— Считаю, хорошо. Главное — чтобы увлечение политикой не разделило людей на кланы и регионы. Поэтому необходимо эту особенность сегодняшнего дня направить в правильное идеологическое русло.
— Вы довольно скептически оцениваете нынешнее состояние местного самоуправления. Сами-то верите, что положение небезнадежное?
— Несмотря на скепсис, как вы точно заметили, я оптимист. Продолжаю верить, что в конце концов местное самоуправление займет то место, которое ему положено. Рано или поздно оно станет экономически самодостаточным, политически активным. Лидеров МСУ будут выбирать люди, а в стране наконец-то установятся межнациональный мир и согласие.