Настоящее обследование проведено Институтом политики развития в рамках инициативы “Формирование позитивного восприятия женщин - депутатов местных советов”, финансируемой проектом “Жигердуу жарандар” (активные сообщества) Агентства США по международному развитию (USAID).
Краткий обзор
В рамках проекта USAID «Жигердуу жарандар» в июне-июле 2021 года Институт политики развития (ИПР) провел исследование по выявления факторов, влияющих на участие женщин Кыргызстана в процессах принятия решений на местном уровне. Результаты и рекомендации, представленные в полном отчете о проведенном исследовании, были использованы для разработки программ в поддержку лидерства и участия женщин Кыргызстана в общественной жизни.
Методы
Для проведения исследования применялся комбинированный метод, включающий обсуждения в фокус-группах, анкетирование и метод сторителлинга (повествование личных историй). Обсуждения в фокус-группах с участием 22 женщин использовались для разработки вопросов и вариантов ответов анкеты. Далее был проведён опрос 142 женщин в режиме онлайн и при личной встрече. Анкета была отформатирована в Google Forms, и ссылка на онлайн-анкету распространялась через WhatsApp-группы ИПР, куда входили женщины-депутаты местных кенешей. Для получения данных, дополняющих результаты анкетирования, был использован метод сторителлинга - повествования личных историй.
Результаты
Всего в исследовании приняли участие 164 женщины со всей страны (142 респондентки, прошедших анкетирование, и 22 участницы фокус-групп). Все участницы были вовлечены в деятельность проекта «Формирование позитивного восприятия женщин-депутатов местных кенешей»[1] и проявили активность в привлечении общественности. Большинство из них были действующими или бывшими депутатами местных кенешей либо собирались в скором будущем стать ими; их возраст варьировался от 24 до 70 лет, при этом большинству респонденток было от 40 до 56 лет.
Препятствия для участия женщин в политической жизни: В качестве ключевых препятствий отмечались неуверенность в себе и ограничивающие социальные нормы. Тем не менее, участницы согласились, что выдвигать свои кандидатуры они могли, поскольку у них была уверенность, что в случае избрания они будут достаточно компетентны для этой роли. Однако респондентки также отметили, что наличия одной только уверенности недостаточно. Важно, чтобы потенциальные кандидаты в депутаты признавали, что женщины должны играть определенную роль в общественной сфере – оспаривая тем самым устоявшиеся социальные нормы, согласно которым женщины несут ответственность только за выполнение домашних обязанностей. Кроме того, уверенность должна сочетаться с повышением потенциала депутатов местных кенешей, что отвечает конкретным потребностям женщин-лидеров.
Мотивация баллотироваться в депутаты местного кенеша: Основная мотивация женщин, решивших выдвинуть свою кандидатуру в депутаты местного кенеша, заключалась в возможности решать местные проблемы. При этом респондентки в целом придавали мало значения общественному признанию любого их потенциального вклада в решение проблем. И, судя по результатам, они не были настолько же мотивированы, как мужчины, привилегиями и компенсациями, связанными с работой в органе власти. Среди респонденток было распространено мнение, что по сравнению с мужчинами, женщины-лидеры в органах власти, как правило, подходят к делу более последовательно, толерантно, справедливо и прозрачно.
Этические нормы для руководителей: По мнению большинства участниц исследования, репутация местных кенешей подрывается неэтичным поведением, в том числе неравноправным отношением или восприятием женщин-лидеров со стороны их коллег-мужчин. Существует кодекс этики депутатов местных кенешей, но он не учитывает должным образом вопросы гендерного равенства.
Рекомендации
Основываясь на полученных результатах, для разработки будущей программы рекомендуется следующее:
Приложение к документу: вопросы анкеты и полученные ответы
Вопросы анкеты и полученные на них ответы подробно изложены ниже. Полный отчет исследования включает качественные данные из обсуждений в фокус-группах и повествований личных историй, дополняющих анализ данных по каждому вопросу.
1. Что побудило вас участвовать в выборах? (можно выбрать до 3-х вариантов)
Тремя наиболее часто встречающимися вариантами ответов стали «мотивация решать местные социальные проблемы», «решению насущных/давно существующих проблем» и «содействию местному экономическому развитию».
2. Какие знания и навыки необходимы женщинам для преодоления трудностей? (можно выбрать до 3-х вариантов)
По мнению респонденток, наиболее важными навыками, необходимыми для женщин, являются лидерство, умение вести дебаты, навыки публичных выступлений и способность находить общий язык с различными аудиториями.
3. Какие препятствия возникают у вас в повседневной жизни для активного участия в общественной и политической жизни на местном уровне? (можно выбрать до 3-х вариантов)
Респондентки отметили, что отсутствие поддержки со стороны ближайших родственников и родственников мужа является одним из самых больших препятствий для активного участия в общественной жизни. Две из каждых пяти женщин столкнулись с открытым противостоянием со стороны мужчин. В более широком плане часть респонденток столкнулась с отрицательным мнением членов сообществ об участии женщин в политической жизни. Некоторые респондентки сообщили, что им не хватает взаимодействия с другими женщинами, с которыми они могли бы поделиться своим опытом и обратиться за советом.
4. Каковы, по вашему мнению, основные причины, по которым женщины получили поддержку избирателей? (можно выбрать до 3-х вариантов)
Респондентки подчеркнули, что беспристрастность является сильной стороной женщин-лидеров по сравнению с мужчинами. В обсуждениях в фокус-группах и в историях, которыми респондентки делились с исследователями, они также размышляли о своих ценностях и таких своих качествах, как последовательность, настойчивость и терпимость. Другими качествами, упомянутыми в личных историях и обсуждениях, были честность, внимательность и терпимость. Почти треть респонденток отметили, что сильной стороной женщин-лидеров является способность видеть суть проблемы. В то же время, женщины считают мужчин более склонными оставлять проблему нерешенной, быстро и бессистемно переходить к другим вопросам.
5. Существуют ли какие-либо пробелы в избирательном законодательстве или избирательных процедурах, которые отрицательно сказываются на участии женщин в политической жизни на местном уровне? Если да, то какие? (можно выбрать до 3-х вариантов)
Почти половина респонденток отметили, что в законодательстве о выборах нет пробелов, а более половины считают, что женщины плохо понимают имеющиеся законы о выборах, в то время как некоторые сообщили, что они недостаточно хорошо знают законы, чтобы говорить о пробелах. Важно отметить, что более трети респонденток указали на необходимость проведения мониторинга на предмет соблюдения квот, направленных на обеспечение равноправного участия женщин.
6. Какие пробелы в процедурах местных кенешей не позволяют женщинам быть эффективными депутатами местных кенешей? (можно выбрать до 3-х вариантов)
По словам респонденток, мужчины склонны создавать свои собственные микрогруппы, что ведет к маргинализации и исключению женщин из работы местных кенешей. Например, 22% респонденток отметили свою невовлеченность в обсуждение и принятие решений по бюджетным вопросам, которые решаются через комиссии. Только пятая часть женщин отметила квоту как решение проблемы участия в работе местных кенешей, что свидетельствует о важности наличия других видов поддержки.
7. Что нужно сделать, чтобы помочь женщинам выполнять свои обязанности в качестве депутатов местных кенешей? (можно выбрать до 3-х вариантов)
Почти две трети респонденток рекомендуют, чтобы государство оказывало финансовую помощь для поддержки роли женщин в местных кенешах. Ряд других мер имеет примерно такое же значение для респонденток: обучение мужчин чувствительности к гендерным вопросам, предоставление знаний, улучшение условий труда для женщин и оказание большей финансовой поддержки для реализации общественной деятельности.
_________
[1] Эта деятельность финансируется несколькими донорами, включая проект USAID «Жигердуу жарандар».