То, что эффективность органов МСУ должна подвергаться оценке, не вызывает сомнения как среди жителей айылного аймака, самих органов МСУ, государственных органов, так и среди экспертов. Цель оценки эффективности деятельности органов МСУ – это формирование оптимальной модели местного самоуправления1, с определенно заданными характеристиками, отвечающей потребностям местного сообщества в решении вопросов местного значения. Попытки создания наиболее оптимальной модели МСУ предпринимаются в разных странах. Оценку эффективности деятельности органов МСУ надо рассматривать как инструмент, с помощью которого измеряются достижения целей, стоящих перед местным самоуправлением. Отсюда возникает два вопроса: насколько эффективно МСУ, и насколько оправдываются ожидания сообщества от местного самоуправления?
Актуальность разработки и проведения оценки эффективности МСУ связано еще с тем, что показатели эффективности деятельности органов МСУ в Кыргызстане еще не доработаны2. Разработанный и внедренный Индекс доверия населения не оценивает уровень доверия населения к органам МСУ, результаты индекса для айылных аймаков как объектов исследования не выделяются. Немного лучше разработана система отчетности органов МСУ по паспортам4 айыл окмоту в отдельных сообществах. Но и этого недостаточно. За основу оценки эффективности деятельности можно взять три метода – экспертная оценка, оценка целевых групп и показатели эффективности. Система показателей эффективности отражает уровень достижения поставленных целей, а система мониторинга и оценки оценивает процесс управления.
В данной статье приводится обзор системы показателей эффективности органов МСУ, которая позволила бы стимулировать органы МСУ к достижению лучших результатов, избегая при этом «погони за положительной динамикой показателей». В оценке эффективности органов МСУ заинтересованы граждане, бенефициарии, которые пользуются услугами, государственные организации, а также сами органы местного самоуправления. Вопрос заключается в следующем: как оценивать эффективность деятельности органов местного самоуправления? Какой аспект эффективности в дея-тельности органов МСУ оценивать – финансовый, управленческий, экономический, правовой? Или есть необходимость в комплексной оценке, совокупности различных аспектов? На практике чаще оценивается некая совокупность аспектов работы органов МСУ, и это достаточно сложный процесс, а полученные результаты остаются спорными.
«Подводный камень» заключается в том, что для различных групп наиважнейшее значение имеют различные аспекты работы МСУ: для проверяющих органов – финансовый аспект, для бизнеса –экономический, для уязвимых групп – социальный и так далее. Но невозможно проводить регулярную адекватную оценку по 40 и более показателям. Так кому же отдать предпочтение? Ответ пока есть только один – выбрать наиболее значимую группу и готовить отчет об оценке эффективности в соответствии с потребностями этой группы.