Отчет по результатам выявления наиболее эффективных, экономичных и устойчивых методов общественного мониторинга публичных услуг, оказываемых гражданам органами МСУ Кыргызской Республики

30.08.2018 15:37
Отчет по результатам выявления наиболее эффективных, экономичных и устойчивых методов общественного мониторинга публичных услуг, оказываемых гражданам органами МСУ Кыргызской Республики

Предпосылки

Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Швейцарским управлением развития и сотрудничества и выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект ГГПОМСУ), работает на уровне местных сообществ и органов местного самоуправления в целях улучшения качества услуг за счет улучшения управления местным бюджетом. Важным направлением Проекта является развитие методологии общественного мониторинга (ОМ) публичных услуг, предоставляемых на местном уровне.

ОМ – это форма обратной связи, направленной на выстраивание устойчивой и восприимчивой к изменениям системы, необходимой конечным потребителям услуг. В тоже время, ОМ – форма участия граждан в управлении сервисной функцией государства.

В Кыргызской Республике в настоящее время применяется несколько методов общественного мониторинга услуг, привнесенных, в основном, теми или иными проектами развития в рамках международной помощи. Данные методы обладают рядом достоинств и рядом недостатков, некоторые из них могут быть эффективными при наличии либо финансовых ресурсов, либо больших организационных усилий.

Двумя основными проблемами существующих методов являются их неустойчивость после окончания проектов поддержки и отсутствие внутри органов МСУ механизмов трансформации результатов мониторинга и оценки в решения, направленные на улучшение качества оказываемых услуг.

Вместе с тем, во многих странах мира и международных сообществах развиваются новые методы общественного мониторинга услуг, в том числе, с широким использованием информационных технологий.

В Кыргызской Республике общественный мониторинг является механизмом закреплённым нормативно (Закон КР «О ГМУ») и в этом смысле для страны как никогда актуальны вопросы развития практического участия институтов гражданского общества в мониторинге качества публичных услуг, анализе проблем и препятствий, выработке совместных рекомендаций для представителей государственных органов, органов МСУ, институтов гражданского общества по перспективам развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Методология

Учитывая вышесказанное, Проект ГГПОМСУ в конце 2017г. инициировал кабинетное исследование, нацеленное на выявление наиболее эффективных, экономичных и устойчивых методов общественного мониторинга публичных услуг, оказываемых гражданам органами местного самоуправления Кыргызской Республики. Данные методы, которые легко могут быть использованы потребителями услуг, позволят эффективно трансформировать результаты общественного мониторинга услуг в решения органов МСУ, направленные на улучшение данных услуг.

Рамки анализа

Отечественные и зарубежные практики общественного мониторинга, направленные на улучшения качества услуг, предоставляемых на местном уровне. В данном случае в это понятие включаются услуги/функции/сервисы государственных, муниципальных органов и учреждений, а также услуги, оказываемые и другими провайдерами.

Задачи

  • На основе согласованной методологии провести обследование существующих практик МиО публичных услуг в Кыргызстане и за рубежом;
  • Провести сравнительный анализ применяемых в КР методов общественного мониторинга и оценки услуг на основе разработанных критериев;
  • Разработать рекомендации по результатам собранных данных и сравнительного анализа.

Методы

  • Кабинетный анализ опубликованных материалов (методики, отчеты, сообщения в СМИ и пр.). Использованы материалы Института политики развития, ЦОТ и другие публикации, имеющиеся в открытом доступе.
  • Обзор нормативных правовых актов, регламентирующих общественный мониторинг.
  • Интервью с экспертами, практиками и другими вовлеченными лицами.
  • Сравнительный анализ методов на основе согласованных критериев.
  • Коммуникации по поводу выводов и рекомендаций.

Условия включения метода в сравнительный анализ

  • Метод описан.
  • Метод апробирован.
  • Есть носители метода.

Критерии оценки метода

  • Возможность применения метода на уровне местного сообщества (устойчивость, эффективность, уровень охвата, показательность и объективность результатов);
  • Необходимость владения специальными компетенциями (необходимость в предварительном обучении, необходимость институционализации, доступ для рядовых граждан);
  • Сложность рабочего процесса (легкость во внедрении и в обработке данных, простота инструментария);
  • Универсальность метода для разного типа услуг;
  • Ресурсоемкость (Сроки, финансовые и человеческие ресурсы)

В исследовании приняли участие разработчики методик ОМ, гражданские активисты и представители других заинтересованных групп. Всего было выделено 6 методик ОМ, апробированных в Кыргызской Республике на местном и страновом уровнях.

Отчет включает в себя описание нормативной правовой базы, международного опыта, описание методов ОМ, их оценка на основе согласованных критериев, выводы и рекомендации.

В обсуждениях вопроса общественного мониторинга на местном уровне участвовали два Проекта, финансируемые Правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по развитию и сотрудничеству (SDC) для обеспечения синергии.