В каждой семье имеется свой бюджет, ведутся расчеты, на что и сколько потратить, куда и какую сумму направить. Что означает новый термин — “гражданский бюджет”?
— В каждой семье имеется свой бюджет, ведутся расчеты, на что и сколько потратить, куда и какую сумму направить. Что означает новый термин — “гражданский бюджет”? Я работаю реализатором на рынке. Недавно опять подняли плату за торговое место. Будто бы налоги растут и нужно перекрывать затраты. Куда идут эти деньги, попадут ли в общегородскую казну? — интересуется 28–летняя Гульмира.
—Бюджет города — это деньги не органов власти, а всего городского сообщества, — уточняет эксперт Института политики развития Асылбек Чекиров. — А коль так, граждане имеют право знать, из чего складывается доходная часть и как она расходуется. Выражение “гражданский бюджет” означает, что он должен быть доступным и понятным всем, кто желает помочь городу в его развитии.
Какие у Бишкека доходы?
Это преимущественно налоги и неналоговые платежи, которые выплачивают граждане в рамках своих обязательств перед государством и всем сообществом. Получают зарплату и выплачивают подоходный налог. Занимаются бизнесом и платят налог с продаж. Проживают в доме и платят налоги — земельный и на недвижимость. Таксисты, торговцы, парикмахеры, швеи и прочие представители малого и среднего бизнеса выплачивают налоги, приобретая патенты. Все это стекается в общую казну.
Кто принимает решения?
Местные органы власти в лице мэрии и кенеша решают, что нужно сделать, дабы деньги налогоплательщиков были направлены на удовлетворение запросов граждан в виде услуг. Задача архисложная, так как денег всегда не хватает. Следовательно, необходимо правильно определить приоритеты. Это обязанность депутатов горкенеша, которые встречаются с населением и выявляют самые востребованные запросы. Их исполнение лежит на плечах исполнительного органа, муниципальных служб и конкретных чиновников.
Какова потребность в финансах?
В Бишкеке проживает 20 процентов населения Кыргызстана. А на городской бюджет приходится 53 процента общереспубликанских доходов. На все остальные города и села вместе взятые выделяется 47 процентов. Еще убедительнее следующее сравнение: в Оше, южной столице, проживает 5 процентов населения, денег остается тоже 5 процентов.
Если исходить из этого, то Бишкеку достается не так уж и мало. Такого же мнения и нынешний мэр Кубанычбек Кулматов. Недавно он, выступая перед участниками семинара по гражданскому бюджету в Институте политики развития, так прямо и заявил:
— Доходная часть бюджета просто великолепна. 7 миллиардов 74,8 миллиона сомов на 2014 год — очень хорошие деньги. Проблема заключается в том, как грамотно их расходовать.
В чем национальные особенности главного города страны?
Получая средств больше других, Бишкек больше и тратит. При этом выполняет преимущественно государственные обязательства, тогда как на собственные, муниципальные денег катастрофически не хватает. Несмотря на то что здравоохранение и образование являются государственными сферами, на их финансирование из городского бюджета в текущем году направляется 3 миллиарда 877 миллионов сомов. Считай, более половины семимиллиардной казны уходит на школы и детсады, больницы и поликлиники. Такого больше нигде в стране нет. И только Бишкек продолжает жить с учетом национальных особенностей, по сути, во вред себе, своему развитию.
Вот почему на строительство дорог запланирован сущий мизер — 150 миллионов сомов. Чтобы благоустроить один километр автодороги, требуется будто бы полсотни “лимонов”. Значит, за год столица может позволить обновить от силы три километра. При таких темпах широких и удобных автомагистралей Бишкеку вовек не дождаться.
На обеспечение услуг муниципальными автобусами и троллейбусами предназначено 224,8 миллиона сомов. Из этой суммы нужно погасить кредиты и дотировать бесплатный проезд пенсионеров, инвалидов и других льготников. На приобретение дополнительной техники остается пшик.
Субсидии коммунального предприятия “Бишкектеплоэнерго” составляют без малого 400 миллионов сомов. Тем самым покрывается разница между себестоимостью вырабатываемой в небольших котельных горячей воды, в том числе для нужд отопления, и отпускными тарифами для населения. В противном случае потребители горячей воды не смогли бы оплачивать дорогущие услуги местных котельных.
Жилищно–коммунальное хозяйство в Бишкеке во все времена было едва ли не самым слабым звеном и остается таковым, несмотря на финансовую прожорливость. И все равно качество услуг хуже некуда. Хотя главная обязанность местных властей — создать горожанам благоприятные и комфортные условия проживания. Но в Бишкеке на эти цели направляется всего–то 18 процентов бюджетных средств.
Существуют ли резервы пополнения казны?
— Безусловно! Найти их не вопрос, стоит лишь внимательно оглядеться вокруг, — уверен Асылбек Чекиров.
В первую очередь, по мнению эксперта, стоит обратить внимание на использование муниципальной собственности. Бишкек занимает площадь в 12700 гектаров. Однако же налогами облагается лишь... 4,8 процента территории. Пример — под рыночным комплексом “Дордой” находится 53 гектара. Это земля несельскохозяйственного назначения. С чего налоговое обложение должно быть в размере 40,1 миллиона сомов. Тем не менее о такой сумме нет и речи. Или налог на имущество. Согласно прогнозам, в бюджет должно поступить 568,5 миллиона сомов. В их числе 300 миллионов — налог на недвижимость. Это дома, квартиры, магазины, автозаправки, торговые павильоны и контейнеры... Скажем, владелец магазина площадью сто квадратных метров из кирпича, находящегося в центральной части города, обязан платить налог на недвижимость 11520 сомов в год. Да только вряд ли это так.
Кстати, оба эти вида налога — земельный и на имущество — считаются местными. Все денежные сборы в полном объеме поступают в городской бюджет. Это огромный стимул, чтобы улучшить администрирование и увеличить поступления в казну. Муниципальные власти упускают эту возможность, уповая на то, что в случае нужды им подбросят деньжат из республиканского бюджета.
Годовой бюджет Оша — 787,1 миллиона сомов. Самая значимая статья расходов — ЖКХ. На эту сферу направляется 33 процента поступивших средств — 181,8 миллиона сомов. Приоритетная задача органов местного самоуправления — предоставление населению услуг в сфере благоустройства, озеленения, уборки мусора, а также в обеспечение теплом, чистой питьевой водой. Не случайно расходные обязательства в здешней системе ЖКХ занимают первое место в структуре общегородских затрат.
К вышеназванной сумме следует добавить 105 миллионов сомов на строительство и ремонт дорог. Это тоже ЖКХ, хотя и учитывается в бюджете отдельной статьей.
Незавершенка — бич столицы
Еще одно направление неэффективных затрат — непродуманные капитальные вложения в новое строительство. На сегодняшний день неоконченных объектов в новостройках Бишкека числится на сумму 1,5 миллиарда сомов. Деньги заплачены, а здания и сооружения не сданы в эксплуатацию. Новозастройщики сидят без надежного электроснабжения, воды и дорог.