Вопрос о необходимости всесторонне изучить нынешнее состояние дел на этом, без сомнения, главном промышленном предприятии Кыргызстана, которое является не только бюджетообразующим, но и одним из важнейших для роста экономики нашей, увы, небогатой страны, появился в повестке дня кыргызского парламента весной, в мае.
Polit.kg, 29.12.2012, Елена Мешкова
В Кыргызстане обнародованы итоги работы государственной комиссии, полгода интенсивно изучавшей все аспекты работы ЗАО «Кумтор оперейтинг компани» в финансово-экономическом, юридическом и экологическом аспектах.
Тема года
Вопрос о необходимости всесторонне изучить нынешнее состояние дел на этом, без сомнения, главном промышленном предприятии Кыргызстана, которое является не только бюджетообразующим, но и одним из важнейших для роста экономики нашей, увы, небогатой страны, появился в повестке дня кыргызского парламента весной, в мае. И автоматически стал одной из самых актуальных и важнейших тем 2012 года. После ажиотажа, поднятого рядом депутатов по поводу якобы имевших и продолжающих иметь место грубых нарушений на Кумторском золоторудном предприятии, и после депутатского ознакомительного вояжа на рудник в ЖК КР было решено создать государственную межведомственную комиссию по проверке соблюдения ЗАО «Кумтор оперейтинг компани» (КОК) соглашения, заключенного в 2009 г. с кыргызским правительством. Комиссия должна была проверить и изучить соблюдение канадскими золотодобытчиками требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения районов Иссык-Кульской и Нарынской областей – местонахождения рудника и нижерасположенного течения реки Нарын. Работа началась в середине июля сего года.
Трем группам экспертов комиссии - по экологической и горно-технической экспертизе; по соблюдению юридических норм; по социально-экономической экспертизе - предоставили технические задания на ближайшие месяцы (по декабрь 2012 г.). Руководить группами госкомиссия под председательством министра экономики Темира Сариева назначила, соответственно, Осмонбека Артыкбаева, главу Госинспекция по экологической и технической безопасности, Алмамбета Шикмаматова, главу Минюста КР, и замминистра финансов М. Байгончокова.
Членам госкомиссии предстояло, в первую очередь, определиться с кругом международных аудиторов и экспертов, которым предстояло провести качественную, высокопрофессиональную экспертизу по указанным аспектам. Первоначально речь шла об аудиторских компаниях, входящих в топ-10 мирового уровня. Госкомиссия при участии всех международных донорских организаций и инвесторских компаний, присутствующих в Кыргызстане, а также всех дипломатических представительств республики разослала информацию о тендере для участия в экспертизе КОК. Заинтересованность проявили 12 аудиторских компаний, 9 из которых подали заявки на участие. Госфиннадзор, как закупающая организация, проводил переговоры с первой тройкой претендентов по каждому лоту. Платить за все правительство обязало заказчика - «Кыргызалтын», который, по условиям договора, оплачивал 50 % суммы при заключении контракта, а оставшиеся – по получении результата проверки.
По первому (экологическому) лоту наивысший рейтинг показала известная компания мирового уровня, лидирующая в «первой пятерке» авторитетных аудиторов - «Ernst&Young». Но она потребовала 480 тысяч долларов за свою работу, а также увеличение срока проведения экологической экспертизы хотя бы до 19 недель, которые истекали в середине января. Что, впрочем, обоснованно, т.к. экологические вопросы почти всегда являются наиболее спорными для обеих сторон. К сожалению, очень скоро выяснилось, что с «Ernst&Young» любовь не получилась – претендент отказался от участия в аудите. Очевидно, для этого имелся целый ряд причин. По условиям тендера, если с первой компанией не удалось достичь договоренности (после уступок обеих сторон), то переговоры начались со вторым и последующим претендентами – лабораториями из Германии и Словении.
По второму лоту (юридическому) победила конкурентов компания «Y.MuszkatLawOffices», а по третьему - компания «BarlevAssociatesAccountants – InvestigateAuditing».
Первоначально были обговорены гонорары. По лоту №3, стоимость социально-экономической экспертизы обошлась «Кыргызалтыну», а значит, и республике, в 237 тысяч долларов (против первоначальных 250). (Отметим, что среди подавших заявку по нему была и компания «Ernst&Young», запросившая 640 тысяч). Цена юридического аудита - 190 тысяч «зеленых» (вместо первоначальных 200. Также стоит отметить, что и по этому лоту был также претендент, запросивший 1,350 млн. долларов). Экспертизы же международных экологических лабораторий из Германии и Словении обошлись стране по 10 тысяч евро каждая.
На оплату такого весомого аудита, по словам членов госкомиссии, Кыргызстан, в лице «Кыргызалтына», предусмотрел 44 млн. сомов или около миллиона долларов.
По словам члена госкомиссии Юруслана Тойчубекова, «при определении суммы гонорара мы учли, что Кумтор ежегодно проводит у себя аудит, в основном силами компаний из «пятерки», который обходится ему ежегодно от 400 до 600 тысяч долларов. Поэтому при отборе участников аудита мы исходили из примерно этой суммы».
Кто виноват и что делать?
Итак, что же предстояло сделать? Экспертиза предполагала анализ имеющихся документов за прошедший период существования золоторудного предприятия с 1992 г. В первую очередь, эксперты и аудиторские компании определились с довольно сжатыми сроками, поставленными госкомиссией и правительством республики. По 2 и 3 лотам удалось сдвинуть сроки до 15 октября. А вот по экологической экспертизе, которая подразумевает множество проб и проверок, споры зашли в тупик – на качественную и всеобъемлющую экспертизу такого рода требуется не менее полугода, а чаще год-два, из-за множества различных проб. Каким образом вышеуказанные лаборатории из Германии и Словении уложились в месячный срок, еще предстоит выяснять дополнительно, равно как и степень достоверности таких быстрых экспертиз. Общеизвестно: быстро – не всегда хорошо.
Весомый (на 400 страницах) итог работы госкомиссии с результатами всех аудиторских проверок и экспертиз в ближайшее время будет напечатан в издательстве «Учкун». Без сомнения, сборник станет бестселлером для узкого круга лиц, исходя из важности темы для Кыргызстана.
Т. Сариев, министр экономики, рассказывая об итогах работы госкомиссии, подчеркивает: «Наша задача – получить максимальную выгоду от реализации проекта «Кумтор» в виде налоговых поступлений, сборов, платежей и дивидендов. Этот проект – самый крупный в стране, он вносит весомый вклад в экономику. Исходя из этого, мы считаем, что соглашение 2009 г. должно быть пересмотрено. Мы не говорим о том, чтобы увеличить процент отчислений или налоги, мы говорим о том, что они должны жить и работать по нашему законодательству. Я тоже патриот, я за эту свободу боролся, никогда не боялся, рисковал жизнью. Мы все патриоты и хотим сделать доброе дело для Кыргызстана. До этого участники предыдущих переговоров торговались о процентах, налоговых льготах. Сейчас же речь идет о том, что будет, если мы пойдем на изменение соглашения с Кумтором. Вместо 310 тысяч долларов компания будет платить около 10 млн. долларов за вред, наносимый окружающей среде республики. Кумтор должен платить налог на землю, 2-процентный налог с продаж и прогрессивный налог на добычу золота ( в том числе роялти). Если завтра будет закон о разделе продукции, правительство должно инициировать заключение договора с «Центеррой» на его основании».
Кроме того, отметил министр экономики, кыргызстанцев не устраивает и существующее управление в компании: «Надо изменить менеджмент компании, в этом проблема. «Кумтор Голд компани» (КГК) руководят полностью иностранцы. Мы даем им время, чтобы в менеджменте участвовали и кыргызстанцы.
В случае же, если «Центерра» не согласится с предложенными на основании экспертных оценок заключениями и требованиями и не пойдет на компромисс, то у правительства развязываются руки и не остается другого выхода, как инициировать отмену соглашения и приостановление деятельности предприятия. Только таким путем мы можем защитить интересы Кыргызстана. Мы понимаем, что в этом случае стране в одностороннем порядке предстоят международные суды. Готовившая юридическое заключение компания «Y.MuszkatLawOffices» подготовила нам пошаговый сценарий для этого варианта. Мы, в свою очередь, будем подавать в суд на менеджеров компании «Камеко» и «Центерры», потому что именно они обманывали своих инвесторов, толкали наших чиновников на подписание невыгодных соглашений.
В случае, если владельцы Кумторского предприятия пойдут на наши условия, надо обсудить сроки, потому что пересмотр соглашения – дело серьезное и потребует, скорее всего, возможно, от 3 до 6 месяцев.
Налоговые отчисления должны выплачиваться согласно статьям Налогового кодекса. Земельный налог – на основе Земельного кодекса. Неналоговые платежи – также по соответствующему закону, причем один из 2 установленных ранее процентов - в Иссык-Кульскую, а второй – в Нарынскую область.
Что касается экологических вопросов, мы говорим о том, что отвалы рудника должны складироваться согласно ТЭО, что должен быть построен отстойник, очистные сооружения по сточным водам в русле реки. Компания должна построить новое хвостохранилище, поскольку в старом, объемом 90 млн. кубометров, уже заполнено 60 млн., а компания имеет планы еще на 20 лет. Кроме того, есть вопрос и по озеру Петрова – речь идет о строительстве водоотвода, чтобы уменьшить риск прорыва озера. Экологи предложили ввести и систему внутреннего водооборота с повторным ее использованием. Шла речь и о создании научно-технического центра по изучению влияния Кумтора на ледники, природу региона и республики. Предстоит также разработать социальный пакет (по оказанию помощи в развитии инфраструктуры, на развитие местного сообщества и т.д.), согласовать его с местным населением и утвердить в Госгеологии».
Во что же принятие 1 варианта обойдется Кумторскому предприятию?
Как пояснил министр Сариев, «если они добудут, по утвержденному плану в 2013 г., обещанные 18,5 тонн золота, а цена удержится на уровне 1700 долларов за тройскую унцию, то Кумтору придется платить на 4,8 млрд. сомов больше, чем сейчас. В настоящее время Кумторское предприятие платит, по соглашению 2009 г., все отчисления, включая Соцфонд, и все виды налогов, которые выливаются в сумму 8 млрд. 153 млн. сомов. Если они перейдут, в соответствии с нынешними требованиями кыргызской стороны, на отчисления по Налоговому кодексу, то сумма вырастет до 13 млрд. 048 млн., т.е. на 4,8 млрд. больше. Кроме того, компании выставлена штрафная сумма в 152 млн. долларов по возмещению ущерба, который они нанесли неправомерными действиями».
Пойдет ли на это Кумторское предприятие? По мнению Т.Сариева, «мы требуем от них только одного – работать по нашим законам и уважать наш народ».
Комментирует происходящее глава Ассоциации горнопромышленников и геологов, корифей горнорудной отрасли Орозбек Дуйшеев: «Эта комиссия стала 22-й по счету. Это говорит о роли, месте Кумтора в экономике республики. Месторождение находится в первой десятке аналогичных в мире и наша заинтересованность в нем большая. Каждая комиссия выносила свое решение, с учетом политики того времени и того, каков человеческий уровень руководителей страны и экспертов. Наша ассоциация разделила время существования Кумторского предприятия на три периода, первый - с 1997 по 2003 годы, когда подписывалось (в конце 2003 г.) решение о реструктуризации тогдашним правительством под руководством Н. Танаева. Уже тогда проявлялись признаки коррупции. Было открыто уголовное дело и обвинен первый президент А. Акаев. Второй период – переструктуризация – с 2004 по 2009 гг. Если по первому варианту у Кыргызстана было 67 %, а у канадских партнеров – 33, то по второму стало наоборот. В 2007 г., когда премьер-министром стал А. Атамбаев, мы создали экспертную группу и доказали, что у кыргызской стороны должно быть не менее 52 %. Но, поскольку в 2004 г. наша сторона продала более половины, то сейчас у нас 33 %. В такой крупнейшей мировой компании владеть 33 %, я считаю, это очень хорошо.
Какова эффективность Кумтора? Первые 7 лет (с 1997 по 2003 гг.) в бюджет поступало в среднем 11 млн. долларов. Во втором периоде (2004-2007) – 30 млн. долларов. А с 2008-го поступает свыше 100 млн. К примеру, в 2011-м бюджет получил от Кумтора 173 млн. Не забудьте, что выросла и зарплата людей. Если в 2000-м трудящиеся из Кыргызстана (3 тысячи человек) на предприятии КОК получили 47 млн. долларов, то в 2011 – 64 млн. Мы считаем, что Кумтор в последнее время развивается правильно, а ошибки – о них мы слышим сегодня. Мы довольны тем, что революционных действий типа «забрать, национализировать» не будет. Надо на основе достижений науки и техники успешно действовать дальше».
Напомним также, что еще в июле т.г. первый вице-премьер Джоомарт Оторбаев выражал закономерную тревогу по поводу происходящего с Кумторским предприятием: «Я беспокоюсь, что эта ситуация сильно ухудшит наш инвестклимат. К нам уже поступают письма из банков, которые предоставляли Кумтору кредиты, и от тех, кто вошел в акционерный капитал. Но паники не должно быть, все будет проверено объективно. Для инвесторов хуже всего неопределенность. Мы должны очертить четкие границы своих действий. Нарушения бывают в каждой стране и каждом проекте. Надо, не накаляя страстей, разумно и рационально отнестись к этой проверке. У нас есть и иные перспективные горнорудные проекты, и ажиотаж не приведет к увеличению капитализации этих месторождений, в которые мы хотим привлечь сильных игроков. Шум в бизнесе очень мешает работе».
Итоговое заседание комиссии длилось больше трех часов. Доклады руководителей трех групп (Шикмаматова, Байгончокова и Артыкбаева) вызвали много вопросов и замечаний. Горячие споры, разногласия, различные, иногда полярные точки зрения все же привели, не без давления авторитетом министра Сариева, к общему знаменателю: из поставленных на голосование двух вариантов большинством голосов был принят первый. Он предлагает золоторудной компании прислушаться к доводам международных экспертных заключений, согласиться с ними и пойти на мировую с кыргызским правительством в пересмотре условий соглашения. Второй же, в случае отсутствия консенсуса, приведет к аннулированию кыргызским правительством соглашения 2009 г. и приостановлению работы Кумтора. Что, естественно, не в интересах обеих сторон.