От Минфина не зависит выполнение макроэкономических показателей, а также уровень сборов налоговых и таможенных платежей. Поэтому в этом отношении критика должна быть направлена не в сторону Минфина, а тех ведомств, которые занимаются этими вопросами.
Вечерний Бишкек №14 (10572), 6.02.2013, Максим Цой
За оптимум расходов
Когда критика уместна
— Критика, касающаяся любых проблем с государственными финансами, немедленно падает на голову Минфина. На ваш взгляд, в каких случаях она по адресу, а в каких нет?
— Формирование основного финансового плана страны, коим является бюджет, основывается на тех макроэкономических показателях, которые разрабатывает Министерство экономики. Если они определены недостаточно четко, с отклонениями от реалий, то в данном случае критика в наш адрес, думаю, не совсем правильная.
От Минфина не зависит выполнение макроэкономических показателей, а также уровень сборов налоговых и таможенных платежей. Поэтому в этом отношении критика должна быть направлена не в сторону Минфина, а тех ведомств, которые занимаются этими вопросами. Мы же отвечаем за то, насколько оптимально и эффективно формируется и исполняется расходная часть бюджета.
— Опираясь на какие экономические прогнозы строился республиканский бюджет на 2013 год?
— Бюджет на этот год сформирован из следующих макроэкономических показателей: рост ВВП — 7 процентов, инфляция — 8 процентов, уровень безработицы — 8,1 процента. Объем ВВП — 354 миллиарда сомов.
Доходная часть бюджета на 2013 год планируется в объеме 89 миллиардов сомов, расходная — 106 миллиардов. Соответственно, дефицит бюджета составит около 17 миллиардов сомов, или 4,8 процента от ВВП. Если сравним с предварительно рассчитанным дефицитом за 2012 год (это около 20,2 миллиарда сомов), то увидим очевидное сокращение расходов.
Естественно, что при таком огромном дефиците большое значение приобретает оптимизация расходов. Это значит жить по средствам, строить планы, исходя из фактически полученных доходов.
— Чему отдаются приоритеты в бюджете на этот год?
— Если говорить о структуре бюджета, то он, как и в предыдущие годы, остается социально ориентированным. Около 40–45 процентов расходов идет на социальную сферу.
На государственные услуги общего назначения, в том числе на содержание госаппарата, приходится около 30 процентов. Отмечу, что содержание госаппарата обходится примерно в 4 миллиарда сомов, или всего 3,8 процента от всех видов госуслуг.
Выполнение государством обязательств зависит от исполнения доходной части бюджета. А она в свою очередь — от того, насколько правильно будут применены налоговые инициативы, оказано содействие развитию предпринимательской среды.
— А какие существуют риски?
— Прежде всего это неустойчивость мировой и внутренней экономики. В прошлом году мы не добились роста ВВП. Более того, даже ушли в минус на 0,9 процента. Это не могло не сказаться на базовых расчетах следующего года. Ведь спад в экономике приводит к снижению потенциального роста и в последующие периоды.
Другой риск в том, что мы можем не получить внешние гранты и займы, которые должны быть направлены на покрытие разрыва между расходной и доходной частями бюджета. В 2012 году такой риск реализовался, когда не было получено 50 миллионов долларов от Азиатского банка развития и Всемирного банка. В итоге мы вынуждены были секвестрировать расходную часть бюджета.
К другим рискам можно отнести рост мировых цен на продовольствие и спад цен на золото. Первый приведет к дополнительным расходам, а второй — к выпадению части доходов. Всем известно, что наша экономика в значительной степени зависит от того, как работает предприятие “Кумтор”.
В прошлом году также наблюдалось недопоступление налоговых и таможенных платежей. Это около 2 миллиардов сомов. Такая ситуация может сложиться и в этом году. Конечно, предпринимаются все меры к тому, чтобы улучшить администрирование, предупредить риски, ввести какие–то новые налоговые инициативы.
Дефицита не избежать
— С определенного момента, примерно с 2005–2006 годов, размер дефицита бюджета значительно возрос. С чем это связано?
— Изменилась формула его расчета. В нее были дополнительно включены расходы на реализацию программы государственных инвестиций. На них и приходится основная часть дефицита, покрываемого за счет кредитов и займов зарубежных доноров. Основной объем вливаний идет в энергетический и транспортный секторы.
Что касается текущих расходов, то по ним дефицит, в общем–то, не так велик — примерно 3–4 миллиарда.
— И все же можно ли изначально не закладывать в бюджет такой огромный дефицит?
— Чтобы государство функционировало в нормальном режиме, требуются расходы. Вполне естественно, что они увеличиваются из года в год, ведь растут цены и ВВП. Поэтому существенно сократить дефицит бюджета, наверное, очень проблематично. Но за счет оптимизации так называемых прочих расходов, а также расходов на транспорт, служебные поездки, услуги связи возможно в течение года добиться экономии. В прошлом году секвестр прошелся именно по этим статьям, и, как видим, ничего плохого не случилось. Значит, именно в этом направлении нужно двигаться и дальше.
— От чего зависит, будет это сделано или нет?
— Естественно, во–первых, от того, как будут администрировать расходы сотрудники Минфина. Во вторую очередь от того, как будут работать сами министерства и ведомства. Станут ли они соблюдать режим экономии, использовать средства только по назначению и с учетом конкретных потребностей, не распыляя их на ненужные поездки и мероприятия.
Для оптимизации расходов таким образом, чтобы при наименьших затратах получать наибольший результат, внедряется программное бюджетирование. В рамках его в этом году будут работать 15 министерств и ведомств. Это значит, что у каждого из них есть программы, направленные на реализацию конкретных целей. Если они достигнуты, значит, средства были израсходованы не понапрасну. В противном же случае расходы следует оптимизировать.
— Когда возможен полный переход на программное бюджетирование?
— Международная практика показывает, что на это требуется достаточно долгое время. В среднесрочной перспективе у нас намечены только начальные этапы перехода. Исходя из первых результатов, будет видно. Но в любом случае, это точно вопрос не одного года.
Только бы доноры не подвели
— Дало ли эффект сокращение числа госслужащих и будет ли оно продолжено?
— Окончательно эта программа еще не реализована. Сокращение госслужащих не доведено до намеченных показателей. Такая работа будет продолжена и в этом году. Один из шагов — оптимизация структуры правительства, в рамках которого, вероятно, будут изменения как по штатной численности госслужащих, так и уровню расходов на их содержание. Параллельно правительством будет проводиться работа по оптимизации уровня зарплат в различных секторах госуправления.
— В последние годы в бюджет заранее закладываются еще не поступившие средства доноров, а потом вся страна молится, чтобы эти деньги все–таки пришли. Когда же мы отойдем от этого?
— Назвать конкретные сроки невозможно. Все зависит от того, как будет работать наша экономика, развиваться бизнес–среда. Чем лучше станет ситуация, тем выше шансы получить больше доходов и меньше просить помощи у доноров. Конечно, постепенно нужно ограничивать объемы заимствований и рост внешнего долга.
— Сколько средств и от каких доноров планируется получить в этом году?
— В рамках программных займов, которые идут на покрытие дефицита текущих расходов, планируется получить грант от России в размере 1 миллиарда 175 миллионов сомов, 950 миллионов — от Азиатского банка развития, 641 миллион — от Всемирного банка и 150 миллионов сомов — от Комиссии Европейского союза. Всего около 3 миллиардов 250 миллионов сомов. По грантам программы государственных инвестиций перечень финансовых институтов, предоставляющих поддержку нашей стране, более широк, а сумма составит около 5 миллиардов 440 миллионов сомов. Внешние заимствования по самой программе государственных инвестиций составят 14 миллиардов 781 миллион сомов.
— По международному Индексу бюджетной прозрачности Кыргызстан занял 74–75–е место из 100 стран, набрав 20 процентов из 100 возможных.
Показатель не самый радующий, хотя эксперты–финансисты отмечают и некоторые улучшения. В чем вы видите недоработки Минфина и что еще предстоит сделать?
— Индекс рассчитывался по показателям, охватывающим период с сентября 2010–го по сентябрь 2011 года. В расчет не принимался 2012 год, а именно тогда Минфин провел самые существенные мероприятия. На мой взгляд, они должны улучшить нашу позицию в международном рейтинге. К тому же, если раньше наш показатель был 8,8 процента, то теперь 20. Прогресс очевиден.
Внедрение информационных технологий минимизирует человеческий фактор. Где он играет большую роль, там обычно и возникают риски появления коррупционных схем. Мы проводим большую работу в данном направлении — это открытие различного рода интернет–сайтов и порталов, введение систем электронного обмена информацией и безналичного расчета. Но все это, конечно, требует определенной доработки.
Стимул к самостоятельности
— Какие изменения ожидаются в сфере межбюджетных отношений? Есть ли намерения дать больше самостоятельности органам местного самоуправления, как они того просят?
— Этому вопросу уделяется достаточно серьезное внимание. Финансовая децентрализация продолжается. Один из моментов, придающих больше самостоятельности органам местного самоуправления, — наличие устойчивой финансовой базы. Для этого в этом году норма расщепления подоходного налога и налога с продаж местным бюджетам увеличена до 50 процентов. Как ожидается, это должно повысить доходную базу органов МСУ примерно на 2 миллиарда сомов и позволит на 200 миллионов сократить выравнивающие гранты для выплаты дотационным регионам. Их число уменьшится с 394 до 357. Кроме того, будет перечислено 12 миллиардов сомов категориальных грантов и 400 миллионов стимулирующих.
— Повысят ли в этом году зарплаты бюджетникам и пенсии?
— На повышение зарплат в бюджете предусмотрено 465 миллионов сомов. Из них 285 сомов — пограничникам. Остальная часть, скорее всего, будет распределена между работниками Генпрокуратуры, Верховного суда и Счетной палаты. Кроме того, премьер поручил нам сделать расчеты по другим сферам госуправления. В первую очередь это касается муниципальных служащих и работников, обслуживающих ирригационные сети, у которых очень маленькая заплата.
По нашим подсчетам, чтобы выравнять зарплаты, необходимо около 2 миллиардов сомов. Сумма очень существенная, и сразу найти ее мы не сможем. Поэтому повышение будет вестись поэтапно, по мере изыскания дополнительных источников финансирования.
Комментировать вопрос увеличения размеров пенсий не могу. Скажу лишь, что Минфин увеличил объем отчислений Соцфонду до уровня двух миллиардов сомов. Как известно, с 2010 года начался перевод финансирования базовой части пенсий из республиканского бюджета. В этом году мы довели его до 80 процентов. Предполагается, что в 2014 году произойдет стопроцентный перевод. Это должно положительно сказаться на получателях пенсий. Ведь за счет высвободившихся средств Соцфонд сможет увеличивать страховую часть пенсии. Возможно, в большем размере, чем в предыдущие годы.
Естественно, что с повышением зарплат военнослужащим–пограничникам автоматически будут пересчитываться и пособия для пенсионеров. На эти цели мы предусматриваем для Соцфонда 50 миллионов сомов.
Хочется, чтобы население с пониманием отнеслось к сформированному бюджету. Мы действуем в достаточно стесненных условиях, исходя из реальных показателей развития нашей экономики и собираемости доходов. Надеемся, что доходная часть будет исполняться на запланированном уровне, что позволит профинансировать все заложенные в бюджете обязательства. А если службы, отвечающие за налоговые и таможенные сборы, соберут больше денег, то удастся выделить средства и на другие цели.