Проведенное исследование позволяет сделать главный вывод: кыргызстанским журналистам необходимы дополнительные знания и источники информации по вопросам, связанным с экономикой, бюджетным процессом и т. п.
Кыргызская Республика после политических потрясения 2010 года имеет дефицит бюджета свыше 10%, тогда как в начале этого года этот показатель составлял около 5,5%, а два-три года назад не превышал 4%. Если до политических изменений в Кыргызстане бюджет и его дефицит управлялись отдельной группой людей, то сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда развитие экономики не является прерогативой отдельного слоя общества, это общая задача. Реальное развитие экономики может быть достигнуто при условии, что граждане страны будут понимать и знать ситуацию и проблемы в сфере государственных финансов.
Жители Кыргызстана недостаточно осведомлены о состоянии государственных финансов, целях и проблемах бюджета страны в целом и местных бюджетов в частности. Средства массовой информации не выполняют своей функции по информированию общества о государственном и местных бюджетах. По этой и иным причинам жители республики не видят связи между государственными и муниципальными финансами и качеством своей жизни. Они не понимают, каким образом общественные финансы влияют на предоставление услуг. С одной стороны, это порождает потребительское отношению к бюджету: граждане часто ожидают, что за счет государственных средств можно, например, ремонтировать многоквартирные жилые дома, квартиры в которых приватизированы и являются частной собственностью. Другой пример: родители готовы платить денежные сборы школам на покрытие нужд, которые должны обеспечиваться из государственного и местных бюджетов. В то же время граждане ничего не знают о том, как расходуются средства, предназначенные, например, для содержания правительства. Или как распределяется государственная помощь, например: родственники жертв апрельских событий получили денежные компенсации в размере 1 миллиона сомов. Родные жертв июньских событий в Оше и Джалал-Абаде – по 50 тысяч сомов.
Остается непрозрачным государственный бюджет Кыргызской Республики, при этом граждане имеют мало возможностей влиять на формирование, утверждение и исполнение бюджета. Согласно рейтингу американской организации «Международное бюджетное партнерство», Кыргызстан в 2010 году, наравне с Камбоджей, занял одно из последних мест в рейтинге уровня прозрачности госбюджета – бюджет страны прозрачен для граждан всего на 15 процентов.
Большинство граждан имеют весьма смутное представление об общественных финансах, о путях их формирования, о роли в экономическом развитии, о способах эффективного управления ими, а также о способах злоупотребления и использования в корыстных целях. Особенно закрытыми остаются вопросы экономии, перерасхода и иных изменений в течение исполнения бюджета. Например, по закону, любые изменения в исполнении бюджета должны обсуждаться и утверждаться на сессиях местных кенешей или через специальный закон Парламента, если речь идет о государственном бюджете, а информация об этих изменениях должны быть доступна общественности. Однако на практике этого не происходит.
Бюджет остается непрозрачным не только потому, что органы управления не стремятся раскрывать бюджетную информацию, но и потому, что спрос на нее со стороны общества КАЖЕТСЯ незначительным. Огромную роль в достижении прозрачности управления финансами и собственностью играет контроль со стороны общества. Когда речь идет о выборных органах управления, никакие принудительные меры по раскрытию информации не сравнятся по своей эффективности с требованиями граждан. Однако этот контроль не возникает сам по себе. Общество должно обладать специальными знаниями и навыками, чтобы осуществлять эффективный контроль над управлением финансами и собственностью.
Если спросить жителя отдаленного села, интересна ли ему информация плане государственного бюджета на будущий квартал, то, скорее всего он ответит «нет». Но если спросить его, интересно ли ему, сколько государство тратит средств на содержание его сына, проходящего воинскую службу, то такая информация, безусловно, будет очень интересна. Данные исследования, проведенного Альянсом «За прозрачный бюджет» в 2009 году, говорят о том, что большая часть населения Кыргызстана (свыше 73%) демонстрируют интерес к процессу распределения и использования айыльными округами денег, поступающих от налогов и платежей. Наиболее значительный интерес к распределению денег от налогов и платежей проявляют жители Ошской (82%) и Иссык-Кульской (87%) областей. Наименьшая заинтересованность наблюдается у жителей Нарынской (58%) и Чуйской областей (65%).
Показательно, что подавляющее большинство – 76% граждан интересуются стадиями исполнения, контроля и отчетности, то есть они все-таки хотят знать, как расходуются деньги по факту. Но стадиями составления и утверждения интересуются только 24% опрошенных, то есть люди не видят возможности влиять на планы расходования средств.
Почти никто не учит людей разбираться в бюджетных вопросах, кроме отдельных НПО и донорских проектов. Однако средства массовой информации могли бы дать гражданам простую и понятную информацию о всех стадиях бюджетного процесса и показать гражданам возможность принимать в них участие.
Средства массовой информации оставляют эти и другие многочисленные вопросы, связанные с государственными финансами, без внимания. В результате граждане Кыргызской Республики лишены возможности использовать СМИ как инструмент достижения прозрачности и подотчетности правительства в сфере управления государственными и общественными финансами.
Вклад журналистов нельзя переоценить, так как они в качестве СМИ являются важнейшей двигательной силой, способной направить общество на решение тех или иных задач и сформировать мнение, как отдельных граждан, так и сообщества в целом. Демократическое общество, которое необходимо сформировать в стране будет зависеть о того, насколько достоверную и правильно интерпретированную информацию оно будет получать от экономических журналистов.
Проведенное исследование позволяет сделать главный вывод: кыргызстанским журналистам необходимы дополнительные знания и источники информации по вопросам, связанным с экономикой, бюджетным процессом и т. п. Далее перечислены основные выводы исследования, подтверждающие основной вывод, а также даны рекомендации по оптимизации процесса обучения и его содержанию.