Известно, что наш бюджет социально ориентирован. Общие расходы на здравоохранение в последние годы стабильно растут.
В Бишкеке продолжается активное обсуждение гражданского бюджета. В конференц-зале гостиницы "Урмат Ордо" состоялся "круглый стол", в котором участвовали разработчики гражданского бюджета 2012 года, представители Министерства финансов, НПО, а также донорских организаций: Швейцарского бюро по сотрудничеству, фонда "Сорос-Кыргызстан", ПРООН, Фонда Евразия Центральной Азии.
С презентацией бюджета выступила эксперт Института политики развития Бурул Маймерова. Она сообщила, что разработчики ставили перед собой задачу добиться не только прозрачности бюджета для граждан, основная цель – подотчетность правительства.
В документе конкретные цифры: сколько в республике школ, ПТУ, высших учебных заведений, макроэкономические показатели. В частности, ВВП рассчитан на душу населения, сегодня он равен 60 тысячам 300 сомам, из чего видно, что Кыргызстан в сравнении с другими странами – бедное государство. Уровень бедности составляет 30%.
Известно, что наш бюджет социально ориентирован. Общие расходы на здравоохранение в последние годы стабильно растут. Так, с 6 млрд. сомов в 2009 году они увеличились до 11,4 млрд. в нынешнем. Выросла зарплата врачей и среднего медицинского персонала. А на каждого кыргызстанца в среднем приходится 2 тысячи 213 сомов.
Что касается образования, то это вторая по величине статья бюджетных расходов. В пересчете на одного ученика государственные расходы в течение трех лет оставались на одном уровне: 10 тысяч 800 сомов на учащегося средней школы, ПТУ – 31,5 тысячи в национальной валюте, на студента – 37 тысяч сомов.
В целом на образование в прошлом году направили 21,6 млрд. сомов, медицину – 11,6 млрд., социальную защиту – 17,3 млрд. Несмотря на такие колоссальные суммы, в стране падает качество образовательных и медицинских услуг.
Граждане справедливо задают вопрос: как такое возможно? Налицо неэффективность использования государственных средств, ясно, что властям нужно срочно принимать какие-то меры.
Участник "круглого стола" директор ОО "Результат" Сулайман Бердикеев рассказал, как устраивал дочку в муниципальный детский садик. Ребенка даже не включили в списки ожидающих своей очереди, а когда незадачливый папа обратился в мэрию за разъяснениями, там посоветовали постараться попасть в льготный список малообеспеченных семей.
- Но почему? Я же плачу налоги! – возмущался С. Бердикеев. – Почему моя дочь должна числиться в льготниках?
Несовершенность подобных списков наиболее уязвимых слоев населения в мэрии столицы очевидна.
Возьмем Министерство внутренних дел. Из гражданского бюджета следует, что годовой бюджет МВД составляет 3 млрд. сомов. Значит, все жители республики оплачивают услуги милиционеров, регулярно отстегивая по 600 сомов.
У нас в селах на 5 тысяч жителей один участковый. Если умножить количество бюджетных денег, отпускаемых на охрану общественного порядка, на число жителей, получится колоссальная сумма – 3 млн. сомов. Куда она девается? Местные жители говорят: чем перечислять в министерство, дайте нам эти деньги, мы лучше ими распорядимся!
Участники "круглого стола" обратили внимание на бюджетный дефицит: 23,2 млрд. сомов. Интересовались, существуют ли в Бюджетном кодексе, который принимается ежегодно, ограничения на внешние заимствования? Если нет таких индикаторов, то их надо срочно внести!
Начальник Главного управления межбюджетных отношений Минфина Зоотбек Кыдыралиев признал, что в главном финансовом документе страны – обобщенные, недетализированные данные, необходимо выработать механизм отчетности.
Руководитель НКО "Гражданский контроль по судебным процессам" Рита Карасартова предложила ориентироваться на результат. – Я плачу налоги, а куда уходят деньги – мне знать не обязательно. Главное – что будет достигнуто, поднимется ли благосостояние кыргызстанцев, скажем, через год или два. Уровень бедности в нашей республике должен снижаться, мы просто обязаны видеть реальные цифры в гражданском бюджете, ведь все поддается измерению.
Что касается низких темпов развития сельского хозяйства, участники "круглого стола" привели примеры неэффективного использования льготных правительственных кредитов. Займы в основном получили зажиточные крестьяне, а не те, кому они предназначались. Поэтому следует внести в Гражданский кодекс измеримые показатели.
В заключение все сошлись в едином мнении: предложения гражданского сектора в проект бюджета 2013 года надо готовить заблаговременно, до того как главный финансовый документ страны рассмотрят в профильном комитете Жогорку Кенеша. Иначе голос народа так и не будет услышан.
Автор: Галина ЛУНЕВА.