Понимание того, сколько, куда и на какие нужды уходят государственные средства, превращает гражданское общество по сути в контролера казны.
"Слово Кыргызстана", 26 сентября 2012 года
Все мы – налогоплательщики, на наши деньги страна содержит чиновников, правительство, медицинские и образовательные учреждения, а также пограничников и милицию, которая следит за общественным порядком. Мы регулярно отчисляем в бюджет свои денежки и вправе знать, эффективно ли они расходуются, на финансирование каких целей и реформ направляются. Понимание того, сколько, куда и на какие нужды уходят государственные средства, превращает гражданское общество по сути в контролера казны. Люди хотят разговаривать с финансистами на равных.
Кроме того, получение бюджетной информации гарантировано нам Конституцией, а также законами, согласно которым государственные службы обязаны предоставлять запрашиваемые сведения своим гражданам. Возможно ли это? В международной практике широко используется специальный гражданский бюджет, смету которого на простом, доступном языке расписывают сотрудники Минфина. Наша страна несколько лет шла к этому. Первым в 2011 году наладить контакты с финансистами попытался альянс "За прозрачный бюджет", затем к нему присоединились эксперты Института политики развития, ряд других НПО. Немало копьев было сломано, прежде чем пришли к общему знаменателю.
По словам председателя правления Института политики развития Надежды Добрецовой, финансистам-профессионалам пришлось нелегко: не каждый сумеет изложить главную экономическую смету страны просто и ясно. С лета прошлого года для широкой публики Минфин выставлял на своих сайтах ежемесячные сводки, из которых было видно куда, на какие цели расходуются казенные деньги в разрезе областей, районов и даже айыл окмоту.
Но голые цифры не дают нужных сведений: живет ли страна по средствам, бедная она или богатая, какими располагает резервами и т.д. Для гражданского общества нужны такие показатели, которые можно сравнить, к примеру, с прошлогодними, провести анализ. Из международного опыта известно: лучше всего решению этой задачи отвечают цифры, показывающие суммы, выделяемые бюджетом на душу населения.
В нашей республике подобные сведения оказалось трудно собрать, так как они были разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Однако работу эту удалось начать. Надежда Добрецова поблагодарила сотрудников Минфина за труд, понимание, готовность пойти навстречу гражданскому обществу. Обладая сведениями о том, какие суммы приходятся на душу населения, общество может судить, хорошо или плохо работает то или иное бюджетное учреждение.
В прошлом году удалось договориться с главным финансовым ведомством страны по основным вопросам, предложенный первый вариант гражданского бюджета успешно прошел экспертизу в Минфине. А в нынешнем году, по словам Н. Добрецовой, произошел наконец прорыв, гражданское общество получило долгожданный документ, готово его обсуждать и вносить свои предложения.
РЕГИОНЫ "ЗА"
Прежде чем опубликовать, проект гражданского бюджета представили жителям Оша, Джалал-Абада, Таласа, Нарына, Каракола. Учли их предложения, внесли необходимые изменения.
Наконец общими усилиями родился гражданский бюджет, презентация которого прошла в Минфине. К присутствующим с речью обратился начальник главного бюджетного управления этого ведомства Канат Асангулов.
Он подтвердил, что тема распределения доходов интересна всем без исключения, в международной практике составление гражданского бюджета, написанного простым, понятным языком, – обычная практика. Кыргызстанцы должны знать, сколько государство аккумулирует денег в казне, как и куда распределяет общественные ресурсы.
- Работа над гражданским бюджетом началась в 2011 году, – рассказывает К. Асангулов,- приказом министра финансов создали рабочую группу, в нее вошли представители НПО, в частности, альянс "За прозрачный бюджет". Большую помощь оказали сотрудники Института политики развития, фонд "Сорос-Кыргызстан" и трастовый фонд по бюджету.
Сотрудник Минфина напомнил, что в его ведомстве начата реформа по управлению государственными финансами в целях эффективного использования государственных средств, а также борьба с коррупцией. Поэтому финансисты заинтересованы в открытом диалоге с гражданским обществом, поддерживают открытость и доступность бюджета людям.
Результат коллективной работы налицо – красочная брошюра, плакат с макроэкономическими показателями, доходами и расходами, а также местными бюджетами. Информация представлена на кыргызском и русском языках, иллюстрации помогают наглядно представить всю казну в виде весов, отдельно – денежные средства, переданные Минздраву, ЖКХ, Министерству образования, социальной службе, деньги на охрану окружающей среды, а также суммы на содержание чиновников.
Канат Асангулов предостерег от неправильного понимания некоторых цифр. Так, многие СМИ решили, что на заработные платы госслужащих ежегодно уходят баснословные деньги (при нашем-то дефиците бюджета!), – 15 млрд. сомов. Однако если взять расшифровку бюджета госслужащих, то окажется, что в этой цифре "сидят" капитальные вложения на ремонт зданий, приобретение мебели, канцелярских товаров, здесь и транспортные расходы на служебные командировки. При грамотном подходе к расходам бюджета нетрудно подсчитать, что на весь госаппарат в нашей стране тратится 3 млрд. 200 млн. сомов. А тиражирование неправильных выводов и огласка огромных сумм, якобы направленных на содержание чиновников, ведут к социальному напряжению. Оно нам нужно?
Подобное недоверие вызывают расходы на судейский корпус. Каждый кыргызстанец отныне сможет зайти на сайт Минфина и в разделе "Гражданский бюджет" подробно ознакомиться с финансированием судей. В документе представлен и функциональный анализ, главное, чтобы суммы расшифровывались. Мы понимаем, что бездефицитного бюджета в мире, скорее всего, не существует. Потребности людей всегда превышают их материальные возможности, но стремиться к балансу "хочу – могу" все же необходимо.
На плакате обозначены бюджетные отчисления на соцзащиту, пенсионное обеспечение, пособия многодетным семьям. Тут же средства на оборону и охрану общественного порядка. Есть данные о количестве государственных служащих и сведения об их средней заработной плате, о суммах, перечисленных на отдых и культуру. Причем на плакате не голые безликие цифры, их сопровождают "говорящие рисунки". К примеру, синий автобус означает транспортные расходы, колоски пшеницы - кредиты в сельскохозяйственный сектор, юрта – местные бюджеты. Плакат оформлен национальным орнаментом, его можно повесить в кабинете или дома.
А контролировать бюджетные расходы население может теперь через Казначейство.
Автор: Галина ЛУНЕВА.