А гражданское общество вступило в спор с правительством, на какой бюджет переходить.
"Вечерний Бишкек", №137 (10501), Зинаида СОРОКИНА
Общество за двухуровневый бюджет. А премьер–министр - за трехуровневый?
Со сменой правительства и c приходом к власти за годы независимости 24–го по счету премьер–министра над институтом местного самоуправления нависла угроза очередного отката назад. Высказывания нового руководства страны о бюджетной системе всерьез встревожили представителей гражданского общества. И, надо сказать, не без оснований.
Жанторо Сатыбалдиев на селекторном совещании, посвященном отопительному сезону, сделал довольно–таки прозрачный намек относительно целесообразности введения трехуровневого бюджета. Как говорится, приехали. Сколько копий сломано, сколько слов сказано о том, что будущее Кыргызстана связано с двухуровневым бюджетом. И вот опять двадцать пять. Только что сделали шаг вперед и снова два шага назад, словно кто–то усиленно тянет нас к отжившей и прогнившей системе управления финансами. Нельзя, недопустимо стягивать все ресурсы в центр, после чего раздавать всем сестрам по серьгам. Пресловутая уравниловка не дает инициативным и предприимчивым руководителям возможности вырваться вперед, подать пример более слабым, открыть им глаза на перспективу.
Одно только упоминание о возврате к трехуровневому бюджету всколыхнуло всю экспертную общественность, неправительственные организации и гражданское сообщество. На днях они организовали пресс–сессию с весьма красноречивым призывом - предостеречь премьер–министра от политической ошибки, рассказать ему всю правду о двухуровневом бюджете. После чего направили открытое письмо в адрес президента, парламента и правительства.
В послании, в частности, обращается внимание на весьма неподобающие настроения в центральных органах власти и нелестные высказывания некоторых политиков о действующей системе управления. Будто бы глубокие экономические и социальные проблемы объясняются... излишней самостоятельностью органов местного самоуправления, в том числе реформами в бюджетной сфере. Они, эти реформы, и переход на двухуровневый бюджет стали по сути разменной монетой при обсуждении почти любых более или менее актуальных для общества тем. Навязывание этого ошибочного мнения происходит на фоне замалчивания истинных причин спада. Цель - оказать давление на органы МСУ, окончательно подрезать им крылья.
Между тем основополагающие принципы организации власти в Кыргызской Республике, системы и виды госорганов и органов МСУ, устройство бюджетной системы, в том числе двухуровневой, закреплены Конституцией. За Основной закон страны проголосовал народ, и никто не имеет права по собственному усмотрению вносить в этот главный документ какие–либо корректировки, то есть игнорировать волю народа.
Не будь вмешательства госструктур в дела органов МСУ, не прекрати те эксперимент 2007 года, местная власть давно бы набрала вес в регионах и заняла подобающее ей место. Однако же органам МСУ не дали развернуться в полную силу. Сей факт с горечью отмечают и эксперты международного уровня, по оценкам которых наша реформа 2007 года признавалась одной из самых радикальных и прогрессивных, сравнимых с бюджетными преобразованиями стран Закавказья и Прибалтики. Те обогнали нас, а мы по воле недальновидных госмужей позорно плетемся в хвосте.
В стране упразднили самостоятельный уполномоченный государственный орган в сфере местного самоуправления, сделали его нелепым придатком Госагентства по строительству и региональному развитию, и работа заглохла. До МСУ нет никому дела.
В заключение эксперты и представители гражданского общества выразили сожаление по поводу поспешных высказываний относительно органов МСУ и трехуровневого бюджета. Дескать, понятно, что премьер–министр Жанторо Сатыбалдиев еще не успел основательно вникнуть и определиться с собственной точкой зрения в этой архиважной сфере. И выражают пожелание и надежду на то, что впредь будут озвучиваться хорошо проверенные и взвешенные решения, принятые с учетом мнения сообществ, органов МСУ и организаций гражданского общества, накопивших достаточно большой практический опыт в продвижении отечественных реформ.
Это партии виноваты, их близорукость
Динара Ошурахунова, президент общественного объединения "Коалиция за демократию и гражданское общество":
- Чиновники не отдают себе отчет в том, что большинство кыргызстанцев проживает не в столице и двух–трех крупных городах, а в сельской местности, в глубинке. Они, как и жители Бишкека, Оша, Джалал–Абада, вправе требовать все существующие в стране государственные и муниципальные услуги, причем высокого качества. Но предоставить их в малых городах и населенных пунктах, где совершенно не развита инфраструктура, нет возможности. А строить и улучшать быт не на что, бюджет не позволяет.
Вместо того чтобы больше уделять внимания периферии, правительство нацелено на максимальное усиление центра. При таком подходе невозможно остановить внутреннюю и внешнюю миграцию. Наши села стремительно пустеют, жизнь в них угасает. Придет время - спохватимся, кинемся восстанавливать, а будет уже поздно.
Крайне негативно на МСУ влияют политические партии. Точнее, борьба за власть между различными группировками под флагом той или иной партии. Для них главное - удовлетворить свои политические амбиции, не пустить к рулю оппонентов. Не беда, если под ногами окажется судьба какого–то региона, муниципалитета, айыл окмоту. О них, о живущих на той территории людях, по большому счету никто из политиков всерьез даже и не думает. На мой взгляд, это одна из причин, почему местное самоуправление то и дело искусственно тормозят и всячески ущемляют.
Явно слышен голос районных акимов
Надежда Добрецова, председатель правления Института политики развития:
- Экспертная общественность, прямо скажем, шокирована отдельными высказываниями новых руководителей кабинета министров. Связывать двухуровневый бюджет с устойчивостью исполнительной государственной власти, госзакупками и другими вещами по меньшей мере неправильно. Хотя бы потому, что они абсолютно не влияют друг на друга.
Похоже, нового премьер–министра неверно проинформировали о состоянии местных бюджетов. Возможно, сознательно пытаются ввести в заблуждение, представив сведения в искаженном виде. Так или иначе, но публично озвучено отрицательное мнение об органах местного самоуправления, их роли в нашем обществе. Это тем более печально, что за последние годы для развития МСУ ничего не было сделано. И только нынче принято решение разработать стратегию развития местного самоуправления на среднесрочный период. А теперь о нем и говорить сложно.
Мы не беремся давать оценку довольно странным высказываниям премьер– министра. Жанторо Сатыбалдиев еще только начал работать в новой должности. Вместе с тем не намерены скрывать, что видим определенное давление со стороны районных акимов. Не надо забывать о том, что райакимы - это назначенные государственные чиновники, а вовсе не представители местной власти. Чем больше последнюю станут укреплять, тем слабее будет позиция районного начальства. Вот акимы и ставят палки в колеса, всячески тормозят процесс децентрализации власти.
Признаться, экспертов очень тревожит заявление премьер–министра относительно ошибочности реформ по переходу на двухуровневый бюджет. Государство урезает доходные источники местных бюджетов, требует от органов МСУ выполнения все больших не свойственных им дополнительных функций, не желает предоставить им политическую автономию и пытается контролировать через политпартии и госструктуры. Все это очевидно. Как можно в таком случае говорить, будто местное самоуправление и двухуровневый бюджет неэффективны?
Если и дальше игнорировать нужды МСУ, отказаться от прогрессивной госполитики в этой сфере, в стране воцарятся неуправляемость и нестабильность. А это мы уже проходили, и не раз. К сожалению, новое правительство не только не делает выводов из политических ошибок предшественников, но, кажется, и само намеревается их повторить.
Мы - за сильные регионы
Жалалбек Балтагулов, глава Союза местных самоуправлений:
- На днях состоялось знаменательное событие - члены кабинета министров дали присягу работать во благо государства. Президент высказал пожелание, чтобы продолжались реформы, начатые прежним составом правительства. Важно, подчеркнул он, чтобы были преемственность и последовательность.
Однако же в высказываниях премьер–министра о местном самоуправлении никакой преемственности не просматривается. Зачем ставится задача укреплять вертикаль власти, если в республике уже который год идет децентрализация? Это противоречит Конституции Кыргызстана, где четко прописаны две ветви власти - государственная и муниципальная. У каждой из них свои права, полномочия и соответствующие обязанности перед народом. Они работают в одном направлении, но, скажем так, продвигаются разными дорогами, добиваясь благоденствия для регионов и страны в целом.
Сегодня доходов в МСУ крайне недостаточно. Надо дать им больше самостоятельности, инициативы. Это самый разумный путь, что прекрасно подтвердил эксперимент 2007 года. Переход на двухуровневый бюджет - это требование времени. И наш союз, представляющий интересы местных самоуправлений, будет всеми силами продвигать финансовые новации.
Нужно... вернуться в 2007 год
Асылбек ЧЕКИРОВ, специалист проекта "Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс":
- О переходе на двухуровневый бюджет впервые заговорили в 2007 году. Система действовала всего год, однако же показала отличные результаты. Доходы малых городов и айыл окмоту резко возросли, количество дотационных бюджетов заметно сократилось. Люди в регионах начали понимать, что от их личных усилий зависит не так уж и мало. Стали развивать бизнес, больше собирать налогов. Появились средства на строительство и ремонт, освещение улиц.
И тут вышестоящие чиновники забеспокоились. А ну как главы айыл окмоту финансово окрепнут и перестанут исполнять их командные указания? Глядишь, со временем регионы совсем выйдут из повиновения. И все, этих предположений оказалось достаточно для того, чтобы реформа покатилась в обратную сторону.
По настоянию руководителей районного уровня вернулся райбюджет. В нем аккумулировались финансы, предназначенные для развития всей территории. В то время как в бюджеты айыл окмоту попадали сущие копейки. Хотя именно с них, а не с райакимов народ требует починить кровлю в детсаду, заасфальтировать дороги.
Собственных доходов в айыл окмоту нет, а расходные обязательства день ото дня растут. На них повесили финансирование школьного образования - непосильная задача для тощей местной казны. Главы айыл окмоту, естественно, не справляются с задачей, их упрекают, мол, не умеете работать.
Предложения экспертной общественности - передать весь стандарт финансирования образования на уровень республиканского бюджета, снять эту обузу с местных бюджетов. Имеются у нас и другие соображения, как придать стимул органам МСУ. Только–только донесли эти идеи до руководства правительства, в частности Министерства финансов, бац, у власти новые чиновники. Ничего не остается, как опять писать, убеждать, доказывать, какие необходимы реформы в сфере местного самоуправления. Ходим по замкнутому кругу и никак не можем из него выбраться.