Сегодня со всех сторон слышится критика существующей системы школьного образования. Большинство претензий оправданы.
"Вечерний Бишкек", №126 (10490), Наталья Никитенко
Сегодня со всех сторон слышится критика существующей системы школьного образования. Есть обоснованные претензии со стороны родителей, учащихся, гражданских активистов, чиновников и политиков к качеству образования, недофинансированию школ и неэффективному управлению. Большинство претензий оправданы. Действительно, в течение долгого времени финансирование школ остается достаточно низким по сравнению с реальными потребностями. Недостающая сумма “дофинансируется” родителями, зачастую без предоставления им со стороны руководства школ детального периодического финансового отчета.
Неоднократно в выступлениях премьер–министра, отдельных членов кабинета министров системы образования, здравоохранения, весь социальный сектор представляются тяжелой нагрузкой на бюджет страны, статьями, которые нуждаются в сокращении. Позволю себе напомнить, что именно образование, здравоохранение, культура, социальный сектор являются ответственностью государства. И именно в свете долгосрочной перспективы развития сильной страны, основанной прежде всего на человеческом потенциале, стоит рассматривать ответственность государства за эти секторы.
Призывая экономить на образовании, здравоохранении, социальном секторе, по сути, на будущем страны, государственные чиновники просто обворовывают свой народ, лишают молодое поколение перспективы жить в образованном, здоровом и духовно богатом, а не в маргинализированном обществе.
Такой недальновидный подход был проявлен в отношении школы–лицея № 61, который попытались перевести на самофинансирование, мотивируя это в основном тем, что таким образом экономия бюджета страны составит 18 млн. сомов в год. То, что это в нарушение норм Конституции, Закона “Об образовании” ляжет тяжелым бременем на плечи родителей, во внимание не принималось. Эта инициатива встретила сопротивление со стороны депутатов, общественности, родителей, президента и была снята с повестки. Но где гарантия, что подобное не повторится с другими школами, больницами? В проекте постановления правительства речь шла не только о 61–й школе, это преподносилось как начальный этап реформ.
Приведу еще один, на мой взгляд, опасный индикатор постепенного ухода государства от выполнения своих обязательств. От жителей Бишкека поступило сразу несколько писем о том, что планируется ликвидация библиотек. В частности, речь шла о библиотеке № 10, которая насчитывает не один десяток лет, и о республиканской научно–технической, которые предлагается объединить с другими.
Конечно, сегодня посещаемость библиотек резко снизилась, многие влачат жалкое существование. Вопрос в том, была ли попытка ответственных ведомств модернизировать библиотеки, организовать для них доступ в Интернет, провести мероприятия на их базе для привлечения молодежи? Например, библиотека № 10 единственная на своем участке, доступ к которой имеют ученики и учителя двух школ и большого жилого сектора. Она находится на проезжей оживленной трассе, и ее территория представляет коммерческую ценность. От жителей поступила информация, что есть намерение использовать территорию освободившейся библиотеки для организации бизнеса. Пока вопрос с библиотеками удалось приостановить до рассмотрения в профильном комитете Жогорку Кенеша, но беспокоит сам факт. Что на очереди?
Депутатам парламента, гражданским активистам предстоит серьезная работа по отслеживанию дальнейших действий и предотвращению попыток подобной скрытой приватизации объектов образования, здравоохранения, культуры.
Гражданские активисты выразили обеспокоенность проводимой реформой перевода школ на подушевое финансирование. Насколько проработаны все механизмы реформы? Предусмотрено ли финансирование? Меня, как гражданина, как депутата, беспокоят эти вопросы. Не станет ли недостаточно проработанная и повсеместная реформа причиной новой нагрузки на карманы наших граждан? Приведет ли реформа к действительным улучшениям в работе школ?
Изучив нормативную базу готовящейся реформы, результаты пилотного проекта подушевого финансирования в Ысык–Атинском районе, мнения местных властей, директоров школ и родителей, прихожу к выводу, что требуется более тщательная и длительная работа по подготовке самого школьного сектора и населения страны к реформе.
Очевидными плюсами нового подхода можно назвать повышение самостоятельности школы в планировании и распределении денежных средств на свои нужды, расчет расходов на обучение одного школьника, улучшение положения сельских школ. Но не малокомплектных. Вопрос по малокомплектным школам остается открытым. В нашей стране с большим количеством таких нетиповых учебных заведений, построенных известными людьми в своих селах и самими жителями, этот вопрос нельзя оставлять поверхностно проработанным.
Местным самоуправлениям поручено в короткие сроки представить планы по оптимизации неполных и малокомплектных школ. Предлагается объединить, сократить некоторые школы и разработать план обеспечения детей школьными автобусами. Идея сама по себе жизнеспособна, но в какие сроки и в рамках какого финансирования? Переход на подушевое финансирование большого количества школ планируется с сентября 2012 года, видимо, к этому времени должна быть готова и реформа с оптимизацией школ, обеспечением транспортом. Реальность в эти сроки подготовить качественно переход и не сделать снова поспешные шаги, которые только усугубят кризис в школьном образовании, вызывает большие сомнения.
Некоторые депутаты поднимали вопрос о том, чтобы детально ознакомиться с планами по реформе и переводу школ на подушевое финансирование, и сейчас это один из первых вопросов в повестке профильных комитетов.
Правительству и ответственным министерствам следует серьезно проработать вопрос и привести убедительные доводы в пользу предлагаемой реформы не только и не столько для депутатов, но прежде всего для граждан страны, которые выражают обеспокоенность чередой поспешных и часто угрожающих реформ. Нельзя экономить на образовании, здоровье, духовных потребностях своего народа и рискованно экспериментировать с будущим страны.