Уже в этом году можно было поднять минимальный размер пенсии до минимального прожиточного минимума, убеждены члены общественного объединения “Результат”.
Вечерний Бишкек №149 (10513), 8.10.2012, Максим Цой
РЕЗУЛЬТАТивно
Уже в этом году можно было поднять минимальный размер пенсии до минимального прожиточного минимума, убеждены члены общественного объединения “Результат”. Проведя анализ системы пенсионного обеспечения, они разработали альтернативный механизм индексации социальных пособий. Свои предложения они выносят на общественное обсуждение, принять участие в котором призывают представителей Соцфонда, Минфина, правительства, депутатов и коллег из гражданского сектора.
По словам эксперта “Результата” Сулаймана Бердикеева, дополнительной нагрузки на бюджет не потребуется. Повышение пенсий можно провести в рамках заложенных средств, но с упором на пенсионеров с маленькими размерами пособий.
Он говорит, что пора уже прекратить жаловаться на отсутствие или недостаток ресурсов, а вместо этого следует заострить внимание на эффективности их использования. При умелом распределении имеющихся в пенсионной системе финансов наша страна уже в этом году могла бы снизить показатель уровня бедности с 30,1 до 25 процентов.
— Законодательство, в том числе Конституция, говорит о том, что мы — социально ориентированное государство. Одна из основных его задач — достижение социального равенства путем обеспечения минимального пакета необходимых госуслуг с фокусом на наиболее уязвимые слои населения, — дополняет своего коллегу финансист Бакытбек Сатыбеков. — Пенсии и социальная помощь должны обеспечивать гражданам уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. О необходимости поддержки беднейших слоев населения говорится во многих стратегических и программных документах. Однако на деле все обстоит далеко не так, как должно быть.
Согласно международным отчетам, бедность — в значительной степени явление сельское. Наиболее уязвимую категорию населения составляют пенсионеры, а среди них — сельские женщины. По последним данным, в Кыргызстане около 552 тысяч пенсионеров, из которых 414 тысяч — пенсионеры по возрасту. Более чем у 230 тысяч из них (то есть у 40 процентов от общего числа и у 55 процентов пенсионеров по возрасту) размеры пособий ниже прожиточного минимума. Более того, у 40–50 тысяч пенсия в 2 раза меньше стоимости минимальной потребительской корзины.
— Прожиточный минимум — это определенная сумма, установленная законом. Предполагается, что, имея доходы ниже этой планки, человеку придется влачить жалкое существование. Стоит отметить, что прожиточный минимум пенсионера ниже прожиточного уровня работоспособного гражданина. Это, на наш взгляд, также несправедливо, ведь пожилые люди вынуждены тратить много денег на поддержание здоровья, — поясняет Бурул Маймерова. — До майского повышения страховой части пенсий около 270 тысяч людей старшего возраста обеспечивались ниже прожиточного минимума. После индексации пенсий ситуация немного улучшилась: 40 тысяч вышли из черты бедности. Однако коренных изменений не произошло, так как наиболее бедные остались, по сути, на прежних позициях.
По ее словам, ситуация с майским повышением пенсий напоминает размазывание маленького кусочка масла по большому ломтю хлеба. Пенсии размером до 2300 сомов повысили на 150 сомов, а свыше 20 тысяч сомов — на 1,5 тысячи. Вопрос в том, насколько добавленные 150 сомов способны улучшить жизнь пенсионеров?
— Зачем индексировать высокие пенсии, ведь у нас не проводится индексация зарплат госслужащих? Может, лучше сконцентрировать внимание на наиболее уязвимых категориях? Тем более что правительство в качестве одного из приоритетов определило сокращение уровня бедности в стране? — отмечает Маймерова. — Мы предлагаем маленькие пенсии довести хотя бы до уровня 3500 сомов, а пособия свыше 10 тысяч сомов не индексировать. Вполне достаточно разовой меры, чтобы выправить общую ситуацию. По такому пути, к примеру, в 2009–2011 годах двигалась Австрия.
— Все–таки давайте вначале решим вопрос с бедностью, раз он заложен во всех стратегиях и программах. Вначале позаботимся о самых бедных, а потом об остальных. Тем более что возможности государства ограниченны. Многие люди поставлены на грань выживания. Скажите, как можно в Бишкеке прожить на 2 тысячи сомов? — поддерживает свою коллегу Бакытбек Сатыбеков. — Тем более у нас все равно сохранилась солидарная пенсионная система, хотя ее условно и называют накопительной. Средняя зарплата по стране чуть выше 11 тысяч сомов. Получается, что трудоспособный человек, будучи в самом расцвете сил, получает меньше, чем отдельные пенсионеры, которых он вынужден обеспечивать.
Сразу понятно, что предложение экспертов вызовет массу споров в обществе. Представители “Результата” к такой критике готовы.
— Но ведь и действующая пенсионная система не так справедлива, как кажется. Сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию, отслужив 20 лет, и получают более 10 тысяч сомов. Причем они не делали социальных отчислений и не платили подоходный налог. А пенсии многих людей более чем с 40–летним стажем чуть выше 5 тысяч. Насколько это справедливо? Надбавки к пенсии у судей составляют около 10 тысяч сомов, тогда как бывшим узникам концлагерей положено всего 200 сомов, — аргументирует Бурул Маймерова.
— Речь не об изменении принципов начисления пенсий, а о пересмотре механизма индексации. И тем более мы не собираемся противопоставлять граждан одной категории другой. Никто не имеет ничего против работников правоохранительных органов и военных, они заслуживают своих пенсий. Но там должны действовать иные механизмы начисления. Если кто–то перерабатывает, есть понятие “сверхурочных”, а когда работа связана с риском — “страхование”. Не нужно все сваливать в кучу и включать в пенсионную систему. Она должна была быть справедливой, а на деле оказалось совсем иначе, — отмечает Сулайман Бердикеев.
— Повышение пенсий происходит дважды в год, и обычно его приурочивают к политическим событиям. Мы хотим, чтобы этот процесс был вне политики, проходил прозрачно, по оговоренному со всем обществом сценарию и не был рычагом влияния для власть имущих. В целом пора уже говорить о пенсионной реформе. Доноры давно предлагают свою помощь, но, как говорится, воз и ныне там, — подчеркивает Бакытбек Сатыбеков.
— Эффективное использование финансов напрямую зависит от вопросов обеспечения бюджетной прозрачности и подотчетности госорганов. Поэтому хотелось бы, чтобы все решения о повышении или индексации пенсий предварительно обсуждались с общественностью. У экспертов должна быть возможность давать свои предложения и заключения, тогда и ресурсы государства будут использоваться более эффективно, — отмечает Сулайман Бердикеев.
По его словам, пенсионная система в Кыргызстане в нынешнем ее виде смахивает на финансовую пирамиду. Она будет действовать до тех пор, пока количество работающих превышает количество получателей пособий. Затем наступит коллапс. Поэтому уже сейчас необходимо задуматься о реформировании и переходе к накопительному принципу.