Социальный заказ экономит средства и доставляет услугу. Но нужен новый закон!

ДОБРЕЦОВА Надежда, Председатель Правления Института политики развития
автор:
ДОБРЕЦОВА Надежда, Председатель Правления Института политики развития
30.08.2016 16:48
Со-автор: Ирина МУКАМБАЕВА, GIZ
Механизм государственного социального заказа (ГСЗ) – это необходимый и обусловленный общими реформами государственного управления в Кыргызской Республике элемент системы социального развития и рынка социальных услуг. Механизм ГСЗ оказывает существенное экономическое воздействие на получателей услуг, государство и поставщиков услуг за счет 10 основных факторов, позволяющих с помощью ГСЗ снижать издержки, повышать эффективность и уровень удовлетворенности услугами, расширять перечень и географию предоставления услуг, выявлять неучтенных нуждающихся в услугах и предоставлять им комплексные социальные услуги, экономить текущие и будущие расходы и создавать более благоприятные условия получателям услуг и их семьям. При этом наибольшие выгоды от внедрения ГСЗ получают потребители услуг – самые уязвимые граждане и государство.

Резюме аналитического доклада «Экономическое воздействие применения механизма государственного социального заказа в Кыргызской Республике» по заказу Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, науке, культуре и здравоохранению.

Необходимость подготовки доклада возникла в ходе рассмотрения проекта новой редакции закона «О государственном социальном заказе». 

Главная цель данного исследования – ответить на вопрос: а есть ли экономическая польза государству от внедрения государственного социального заказа как механизма предоставления социальных услуг? Не проще ли, не дешевле ли организовать предоставление социальных услуг только силами самого государства?

Предпосылки развития ГСЗ: государственная политика и международные обязательства Кыргызская Республика признает международные соглашения в сфере социальной защиты и допускает, что субъектом социальной защиты являются не только государственные органы и органы местного самоуправления, но также бизнес, неправительственные некоммерческие организации и международные партнеры по развитию при координирующей роли государства1. Стратегические документы в сфере развития социальной защиты населения Кыргызской Республики основаны на многостороннем участии и межсекторном взаимодействии2, в рамках которого негосударственные поставщики услуг (НГПУ) в лице бизнеса и общественного сектора могут участвовать не только в процессе усовершенствования законодательства, но и в непосредственном выполнении социальной политики, включая оказание социальных услуг. Международные соглашения, к которым присоединилась Кыргызская Республика, устанавливают, что социальная поддержка заключается не только в преодолении бедности, борьбе с голодом и удовлетворении базовых потребностей социально уязвимых слоев населения, но и, в большей степени, в обеспечении равного доступа к базовым социальным услугам, своевременной психосоциальной помощи, реабилитационным услугам и др. Конвенция о правах ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах указывают на необходимость соблюдения
прав на семейное окружение и развития социальных услуг, альтернативных интернатным учреждениям, которые одним словом называются нестационарными или полустационарными социальными услугами. В современном понимании социальное развитие направлено не на помещение уязвимых в учреждения закрытого типа – детские дома, дома престарелых, дома инвалидов и другие подобные учреждения, а на создание условий для их проживания в семьях или самостоятельного проживания. Это во много раз выгоднее государству и обществу, как с точки зрения текущих затрат, так и с точки зрения перспектив развития. Далее, реализуемая в последнее время в Кыргызской Республике концепция государственных и муниципальных услуг предоставляет государству возможность передавать услуги на исполнение негосударственным поставщикам. Это дополнительная возможность для развития рынка услуг и повышения их качества за счет растущей конкуренции. Один из лучших механизмов для этого, многократно доказавшим свою социальную и экономическую эффективность, является государственный социальный заказ. 

Таким образом, необходимость расширения ГСЗ вызвана международными обязательствами Кыргызстана, приверженностью к межсекторному сотрудничеству и следованием концепции государственных и муниципальных услуг.

Читать полностью

-------------

1 Программа развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 февраля 2015 года ,№ 85.

2 НСУР, 2013-2017 гг., стр. 53.