автор:
ТЮЛЮНДИЕВА Назира, эксперт по межбюджетным отношениям, ИПР
30.08.2016 16:54
Важнейшими положениями любого бюджетного законодательства являются нормы, регулирующие бюджетный процесс. Практика установления основных дат в законодательстве в том или ином виде используется в разных странах. В Кыргызстане, как в действующем законодательстве (Законы КР «Об основных принципах бюджетного права в КР» и «О финансово-экономических основах местного самоуправления»), так и в принятом Бюджетном кодексе Кыргызской Республики (БК КР), определены основные этапы формирования проекта местного бюджета и представления отчета по нему.
В БК КР изменены сроки и порядок формирования проектов местных бюджетов (МБ), их рассмотрения и утверждения предоставления отчета по следующим позициям:
- Министерство финансов не позднее 15 июля (в действующем законодательстве - до 30 мая) направляет органам МСУ: календарный план бюджетного процесса; методические рекомендации по формированию местных бюджетов; прогнозы и обоснования политики по объему общегосударственных доходов, по нормативам отчислений от общегосударственных доходов, межбюджетным трансфертам;
- проекты местных бюджетов, сформированные исполнительными органами местного самоуправления (ОМСУ) и согласованные с местными кенешами, представляются в Министерство финансов не позднее 1 сентября (в действующем законодательстве – проект доходов МБ представлялся в срок до 1 июля, расходов – до 1 августа);
- Министерство финансов после утверждения республиканского бюджета в течение 10 дней должно направить органам МСУ показатели уточненных объемов и нормативов отчислений от общегосударственных доходов, размеров межбюджетных трансфертов.
- В соответствии с действующим законодательством, Министерство финансов доводит уточненные показатели до ОМСУ после представления правительством проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеш.
- На практике данная норма не исполняется, и Министерство финансов доводит уточненные цифры после утверждения республиканского бюджета. Казалось бы, замечательно, что привели закон и практику в соответствие.
- Однако если мы «углубимся» в Кодекс, то обнаружим, что проект закона о республиканском бюджете рассматривается и принимается Жогорку Кенешем в срок не позднее, чем за один месяц до начала нового бюджетного года (статья 99), т.е. до 30 ноября.
- Тогда как дата внесения уточненных проектов местных бюджетов исполнительными органами МСУ на рассмотрение и утверждение местных кенешей - не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному бюджетному году.
- Следовательно, в новом бюджетном календаре изначально заложена несогласованность дат, и требуется их изменение для приведения в соответствие друг с другом;
- местные кенеши должны утвердить местные бюджеты в срок не позднее одного месяца после утверждения республиканского бюджета. Затем утвержденные местные бюджеты должны представляться в Министерство финансов в течение 14 календарных дней после их принятия.
- По действующему законодательству утвержденные в установленном порядке местные бюджеты представляются в Министерство финансов не позднее двух месяцев после утверждения республиканского бюджета.
- Сокращение сроков представления МБ в Министерство финансов с 2-х до 1,5 месяцев необоснованно, поскольку обязательными условиями вступления в силу нормативно-правового акта, в т.ч. постановления местного кенеша об утверждении МБ, являются его официальное опубликование и включение в Государственный реестр нормативно-правовых актов.
Официальное опубликование нормативных правовых актов, как известно, осуществляется на государственном и официальном языках (допускается принятие нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления исключительно на государственном языке при условии проживания на территории соответствующей административно-территориальной единицы преобладающего числа лиц, владеющих государственным языком, и наличия соответствующего решения представительного органа местного самоуправления).Нормативные правовые акты, в соответствии с Законом КР, включаются в Государственный реестр нормативных правовых актов КР в течение семи рабочих дней со дня официального опубликования.Срок представления отчетов об исполнении местных бюджетов в Министерство финансов остался прежним - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.Вместе с тем значительно изменены нормы, регулирующие процедуры внесения изменений и дополнений в утвержденные бюджеты.
Читать полностью