Суть инициативы заключается в том, чтобы с помощью крупных транснациональных инфраструктурных проектов соединить страны региона в единую торговую и производственную сеть, обеспечив выход к морю и внешним торговым коридорам для всех стран региона. Инициативу выдвинуло правительство Китая, но объединяет она большое число стран, включая Кыргызстан и другие страны Центральной Азии, а ее реализация потребует значительных дополнительных действий со стороны всех участников. Необходимо будет принять и существенные риски, которые влекут за собой крупные проекты, направленные на улучшение транспортной инфраструктуры и расширение торговли.
Потенциальными выгодами инвестиций ОПОП являются улучшенные возможности доступа к рынкам и поставщикам для местных производителей и работников, включая доступ к рынку, реализацию местных сравнительных преимуществ (обеспеченность основными факторами производства, технологии и преференции), мобильность людей и изменения в технологии, которые позволяют наращивать масштаб и осуществлять кластеризацию. Даже в отсутствие институциональных мер, укрепляющих торговые связи, инвестиции в транспортную инфраструктуру, сами по себе уже способны оказать умеренное влияние на изменение пространственной экономики. Среди стран Центральной Азии больше всех выигрывает Казахстан, за ним следуют Кыргызская Республика, Таджикистан и Пакистан1.