Постановлением Правительства КР №142 от 29 марта 2019 года утверждено «Положение о порядке проведения аукционов на право заключения договора аренды муниципального имущества в электронном формате».
Что это значит и для чего все это делается?
Это даст возможность привести цены на продажу и аренду собственности муниципального имущества в соответствии с рыночными ценами. Потому что анализ (доступен на сайте ГРС) показывает, что муниципальная земля и недвижимость продаются намного дешевле, чем аналогичные виды собственности на коммерческом рынке. И это вызывает подозрение о том, что органы местного самоуправления либо занижают стартовую стоимость, либо проводят так называемые договорные аукционы. И поэтому теряются деньги местного бюджета. По нашим оценкам за последние годы потери из-за того, что, цены были занижены, составляют около миллиарда сомов. То есть, введение электронной торговой площадки, где будет понятными и прозрачными ценообразование и результаты аукционов позволит существенно повысить доходы местных бюджетов.
С чего все это началось?
Распоряжением Премьер-министра КР (от 30 июля 2016 года №354), а также во исполнение подпункта 2 пункта 1 Протокольного поручения заседания межведомственной рабочей группы по выявлению имеющихся резервов пополнения доходной части государственного бюджета (от 1 сентября 2016 г. №17-152), в части увеличения доходов местных бюджетов от улучшения управления муниципальной собственностью, была создана Межведомственная рабочая группа. Тогда было проведено широкое общественное обсуждение, когда разные участники вносили свои предложения о том, как можно повысить доходы местных бюджетов. Институт политики развития и Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии, внесли ряд предложений, связанные с бонитетом почв и в том числе, связанные с введением электронных торгов на муниципальные земли и недвижимость, которые были приняты. С тех пор велась непростая работа, которая продолжается по сей день, и даже сегодня не на все вопросы есть ответы. Например, пока непонятно, кто будет держателем этой электронной площадки, кто будет ею управлять, когда она будет создана и т.д. Но суть в том, что это должно повысить прозрачность и эффективность управления муниципальной собственностью, и это приведет равновесие требования к закупкам и продажам, потому что закупки и продажи – это суть одного и того же процесса управления публичными ресурсами. В случае закупок органы управления распоряжаются денежными ресурсами и делают это через э-торговую площадку – портал госзакупок, а в случае продаж, т.е. приватизации, они распоряжаются тоже публичными ресурсами, но в виде недвижимости и земли. Почему такие разные требования? Почему к одной стороне процесса у нас есть жесткие требования в виде прозрачности э-площадки, а в другой стороне того же самого процесса распоряжения публичными ресурсами нет? Опираясь на эту логику, мы и внесли свои предложения, с которыми согласилось Правительство КР. Но предстоит еще очень много работы до того момента, когда это начнет происходить на практике, потому что сейчас самой площадки пока нет.
Что получат органы МСУ от этого?
Органы МСУ получат возможность увеличить свои доходы от управления муниципальным имуществом.
Справка: Положение разработано Институтом политики развития, Проектом «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии, совместно с ГП «Инфо-Система» и Госагентством по делам МСУ и межэтнических отношений (ГАМСУМО).
В рамках реализации данного вопроса было проведено ряд рабочих совещаний в ГАМСУМО (протокол совещания ГАМСУМО от 9 августа 2017 года) при участии представителей ИПР, Проекта «Голос граждан…», Государственного предприятия «Инфо-Система» при Государственном Комитете информационных технологий и связи КР и других экспертов. По итогам рабочих совещаний ГАМСУМО было принято решение разработать проекты положений о порядке проведения электронных торгов по предоставлению в аренду и приватизации муниципальной собственности. Предложено определить ГП «Инфо-Система» оператором электронной торговой площадки, а также на первом этапе определить пилотные муниципалитеты для внедрения электронной торговой площадки: г.Кант, г.Токмок и Ново-Покровский айылный аймак Чуйсуой области.
В связи с этим, ИПР, ВАП совместно с ГП «Инфо-Система» разработал и внес на рассмотрение ГАМСУМО: