Социально-экономическое развитие айылных аймаков на основе потребностей местного общества (GIZ, 2016)

13.04.2016 14:51

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АЙЫЛНЫХ АЙМАКОВ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЕСТНОГО ОБЩЕСТВА (GIZ, 2016)

Цель: Содействие в разработке новой модели планирования развития Кыргызской Республики таким образом, чтобы государственные программы учитывали потребности местных сообществ, действительно улучшали качество жизни в провинции, обеспечивая выполнение на местах национальных программа развития.

Заказчик: Министерство экономики КР и Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве КР

Исполнитель: Консорциум организаций в составе:

Институт политики развития (Кыргызстан, лидер консорциума),
Институт бюджетных решений (Россия),
Агентство инициатив развития (Кыргызстан). 

Финансирование: GIZ (Германское общество по международному сотрудничеству) 

Период реализации: март - октябрь 2016 г.

География: Джеты-Огузский район Иссык-Кульской области

Контакты: Надежда Добрецова, менеджер проекта; +(996 312) 976530, 976531, э-почта: Ndobretsova@dpi.kg

Предлагаемая модель основывается на наличии двух «встречных потоков» информации для планирования.

Первый поток – это существующие приоритеты государственных отраслевых, национальных программ, которые определены исходя в целом из потребностей развития определенной сферы жизнедеятельности человека и решения  которые необходимо донести до местного сообщества в интересах которых они формировались. Модель предусматривает разработку механизмов реализации определенных задач из государственных программ на местном уровне.
Второй поток – это инициативы местного сообщества которые через органы МСУ, территориальные подразделения государственных органов отражаются в отраслевых государственных и национальных программах развития. Такого рода инициативы после прохождения определенных этапов обсуждения, согласования становятся обоснованными заявками, на которые государственные органы отвечают включением в свои программы развития с соответствующим материальным и методическим сопровождением.

Модель предусматривает «возвращение» этих заявок в виде конкретных действий со стороны государственных органов или через делегирование полномочий органам МСУ по удовлетворению этих запросов.

Материально и методологически поддержанные заявки местных сообществ и органов МСУ становятся частью программ социально – экономического развития муниципалитета с указанием механизмов, инструментов реализации, а также источников и объемов финансирования.

Центральным инструментом планирования в данной модели становится план социально-экономического развития местного самоуправления (ПСЭР) – существующий в настоящее время в нормативной базе документ. Однако предлагаемая модель подразумевает его существенное изменение. Тематическая структура плана остается, в целом, прежней (экономика, социальная сфера). Основное изменение заключается в том, что план будет состоять из трех операционных частей, финансируемым из местного и республиканского бюджетов.

Первая часть ПСЭР будет включать в себя инициативы в рамках полномочий МСУ и финансироваться целиком из местного бюджета.

Вторая часть будет включать отдельные задачи и услуги для граждан, которые должны оказываться государственными органами. Перечень этих задач и услуг закрепляется в рамках  партнерских взаимоотношений между государственными органами и ОМСУ по каждому конкретному случаю через утвержденный законом механизм делегирования государственных полномочий органам МСУ. В рамках пилотного Проекта предлагается протестировать механизм делегирования полномочий в отношении отдельных вопросов, процесс отбора которых описан в следующих разделах. При формировании этой части ПСЭР орган МСУ учитывает не только выявленные потребности местного сообщества, но страновые приоритеты, описанные выше. Информацию об этих страновых приоритетах, а также о потенциально доступных объемах финансирования, включая расчетную стоимость выполнения делегированных полномочий, орган МСУ получает от районного уровня управления – местной государственной администрации и территориальных подразделений министерств и ведомств.

Далее орган МСУ, опираясь на ПСЭР, формирует заявку в адрес территориальных подразделений государственных органов. Данная заявка представляет собой информацию о получателях той или иной услуги и необходимом соответствующем объеме финансирования (рассчитанном на базе исходной информации, полученной от государственных органов).

Важным элементом модели становится построение системы мониторинга и оценки выполнения функций и оказания услуг, в которую должны быть включены как местные сообщества, так и органы управления – государственные и муниципальные.

Детальная проработка данной модели и станет предметом консультационных исследований в рамках данного Проекта «Социально-экономическое развитие айылных аймаков на основе потребностей местного общества».