Цель проекта:
Достижение прозрачности и эффективности местных бюджетов через активное участие гражданского общества в бюджетном процессе.
Обоснование цели. Местные бюджеты располагают крайне ограниченными ресурсами. Это значительно повышает важность вопроса эффективности распределения средств, обусловленное необходимостью максимального удовлетворения приоритетных потребностей населения муниципалитета. Достижение учета и соответствия приоритетам невозможно без вовлечения в процесс формирования проекта бюджета широких слоев общества.
В городах эта задача несколько облегчается наличием неправительственных организаций, выражающих интересы тех или иных групп населения. Эти НПО могут организованно включаться в процесс обсуждения бюджета. Кроме того, в городах существует 10-летняя практика проведения общественных слушаний по бюджету (первые слушания состоялись в Нарыне в 1999 году), тогда как в сельских муниципалитетах эта практика пока носит дискретный и неустойчивый характер:
Годы | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2007* | 2008 | 2009 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Города | 1 | 4 | 11 | 17 | 17 | 18 | 22 | 15 | 8 | 6 |
Села | 7 | 4 | 9 | 12 | 14 |
* - в 2006 году слушания не проводились из-за реформы межбюджетных отношений.
Следовательно, расширенная цель проекта – в вовлечении в бюджетный процесс сельского населения Кыргызской Республики, более полный учет их приоритетов и предложений, и достижение более прозрачного и эффективного управления муниципальными финансами в айыльных округах.
Задачи проекта в соответствии с Техническим заданием и пониманием Организации
Содействовать активному вовлечению организаций гражданского общества в бюджетный процесс на местном уровне.
Кроме этого, Организация ставит задачу усиления потенциала местных НПО для качественного регулярного мониторинга расходования средств местных бюджетов; повышение уровня знаний граждан о бюджетном процессе и управлении местными ресурсами; стимулирование более активного и эффективного участия граждан в управлении местными ресурсами.
Повышать профессиональный уровень и наращивать интеллектуальный потенциал ОГО, ОМСУ, депутатов, вовлеченных в бюджетный процесс на местном уровне.
Дополнительно Организация ставит задачу усиления методологического и организационного потенциала органов МСУ и ОГО. Организация также усилит мотивацию органов МСУ в достижении прозрачности и учета приоритетов населения. Дополнительный акцент будет сделан на раскрытие информации об управлении муниципальной собственностью – этот ресурс является существенным источником доходов местного бюджета.
Механизм реализации проекта
А. Главный механизм реализации проекта – кампания общественных слушаний по бюджету для пилотных муниципалитетов. Кампания включает:
Б. Обучение тренеров на местах, обучение сообществ и сотрудников МСУ.
В. Консультации по организации слушаний, разработке краткого описания бюджета, информационной кампании.
Г. Конкурс на участие граждан в формировании бюджета как элемент соревновательности и мотивации органов МСУ. Кроме того, конкурс мотивирует на организацию обратной связи – главного результата слушаний: учтены или не учтены приоритеты и пожелания граждан, высказанные во время слушаний.
Д. Обмен опытом: участие в слушаниях представителей соседних, непилотных муниципалитетов для распространения опыта. Элемент устойчивости.
Е. Издание пособия по бюджетным слушаниям. В сжатой форме доступное пособие по организации и проведению слушаний, предназначено для сотрудников МСУ, НПО, граждан. Элемент устойчивости.
Е. Информационная кампания для распространения успешного опыта и воздействия на другие общественные группы (на местном и национальном уровнях).
Целевые аудитории проекта: