Основные факты
Человеческое развитие в Кыргызской Республике
С учетом изменений глобальной методики расчета индексов и расширения Концепции человеческого развития, изложенных в Глобальном докладе о человеческом развитии за 2010 год, нынешний Национальный доклад, посвященный МСУ, адаптировал новые индексы к условиям Кыргызстана и сделал шаг вперед на пути расчета индексов на уровне регионов.
В течение последних десяти лет ИЧР в Кыргызстане устойчиво растет. Темп роста существенно снижался только в 2005 году, что, возможно, было связано с политическим кризисом. Такой разрыв характерен для стран со средним уровнем развития человеческого потенциала , а сокращение разрыва является позитивной тенденцией, если она подтверждается в последующие годы.
Среднее значение ИЧР по стране находится между самым низким значением в Баткенской области и самым высоким – в г. Бишкеке. Самые значения Бишкека характерны для группы стран, которую Глобальный доклад относит к странам с высоким уровнем человеческого развития. Наблюдается постоянный рост примерно на 15% в период с 2000 по 2010 гг. При этом ИЧР Баткенской и Ошской областей вырос на 1 и 5% соответственно, ИЧР в других областях Кыргызстана (Чуйской, Таласской, Иссык-Кульской, Нарынской) практически не изменялся, рост составил в среднем 1-2% за 10 лет. И только в Джалал-Абадской области отмечено снижение индекса на 1%.
Индекс возможностей местного самоуправления (ИВ МСУ)
Этот индекс состоит из трех областей и шести индикаторов. Каждый индикатор может быть как позитивным (т.е. увеличивать потенциал территории, создавать ресурсы), так и негативным (уменьшать потенциал территории, потреблять ресурсы).
Области воздействия: демографические возможности, социальные услуги, экономические возможности.
Индикаторы: демографическая нагрузка (дети и пенсионеры), общий коэффициент смертности населения (число умерших на 1000 человек), общая площадь жилых помещений на одного жителя (м²), доля учителей с высшим образованием, основные фонды по остаточной стоимости на душу населения (сомов), среднемесячная заработная плата.
МСУ как среда для человеческого развития
Уровень человеческого развития в Кыргызской Республике на всей ее территории определяется развитием МСУ. Именно здесь, на уровне МСУ, предоставляются важнейшие базовые услуги, создающие среду для человеческого развития. Здесь человек получает начальное и среднее образование, что во многом определяет его дальнейший жизненный путь, здесь должны открываться возможности для развития личности. Здесь оказываются первичная медицинская помощь и проводится профилактика заболеваний, закладываются базовые составляющие здоровья человека через охрану материнства и детства, получение акушерских услуг и экологические условия. Именно здесь воспитываются дети, развивается молодое поколение, формируются культурные и социальные навыки будущей личности и гражданина, здесь, рождаются, живут и умирают традиции, либо помогая личности реализоваться и достичь высокого уровня развития, либо противопоставляя себя прогрессу.
МСУ как фактор стабильности государства, социальной справедливости и сокращения неравенства
Там, где депутаты местных кенешей осознают свою общественно-политическую роль и ведут постоянную работу, где исполнительные органы МСУ держат под постоянным контролем потенциально конфликтные отношения внутри сообщества (будь то межэтнические, земельные или любые другие), сохраняется спокойствие и стабильность. Доказательство – город Узген, который летом 2010 года устоял посреди бушующего конфликта. Секрет Узгена прост – помня о трагедии 1990 года, когда именно на его территории произошли кровопролитные столкновения этнических групп, органы МСУ города тщательно контролировали состояние межэтнических отношений, реагируя даже на мельчайшие вспышки конфликта.
Видение МСУ-2020
Местное самоуправление Кыргызской Республики в 2020 году – это стабильная система финансово и административно независимых органов МСУ, которые способны улучшать качество жизни населения через предоставление муниципальных услуг высокого уровня за счет наличия финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Подотчетная населению и прозрачная система органов МСУ основана на улучшенном законодательстве и адекватном территориальном устройстве и пользуется доверием и поддержкой граждан.
Факты
Определение МСУ | Определение ЧР |
Местное самоуправление – гарантированное Конституцией КР право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения. | Человеческое развитие представляет собой включение в число человеческих свобод права людей на долгую, здоровую и творческую жизнь, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; на активное участие в обеспечении справедливости и устойчивости развития на нашей общей планете. Люди – как индивидуально, так и в группах – одновременно являются и движущей силой человеческого развития. |
Интеграция понятия «человеческое развитие» в понятие «местное самоуправление» | |
Местное самоуправление – гарантированное Конституцией КР право и реальная возможность местных сообществ (людей или групп людей) самостоятельно (движущая сила) в своих интересах (бенефициарии) и под свою ответственность (право на активное участие в обеспечении справедливости и устойчивости развития) решать вопросы местного значения. |
Национальные доклады о человеческом развитии. Первый национальный Доклад о человеческом развитии вышел в свет в 1992 году, и с тех пор национальные авторские коллективы при поддержке ПРООН подготавливают национальные ДЧР. Эти доклады, которых к настоящему времени опубликовано около 700, рассматривают проблемы национальной политики с точки зрения развития человека путем научных исследований и консультаций, руководимых на местном уровне. В национальных ДЧР освещаются многие ключевые проблемы развития, от изменения климата и безработицы среди молодежи до неравенства по половому или этническому признаку.
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) тесно сотрудничает с людьми на всех уровнях общества, помогая в построении наций, способных противостоять кризису, а также управлять экономикой и поддерживать уровень такого экономического роста, который улучшает качество жизни каждого человека. Присутствуя на местах в 177 странах, мы можем предложить глобальную перспективу и глубокое понимание местной специфики, чтобы помочь в создании новых возможностей и построении жизнеспособных наций.
Материалы по теме:
Печатная версия