Целью исследования была демонстрация масштаба воздействия принятого закона о 30%-ной квоте мандатов для женщин во время проведенных 11 апреля выборах в местные кенеши. В рамках исследования был проведен опрос среди женщин-кандидаток, которые проиграли и выиграли выборы, а также о преимуществах, которые дал принятый в 2019 году Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей» по обеспечению не менее 30% мандатов депутатов айылного кенеша для женщин.
Проблема участия женщин в выборах в качестве кандидатов в депутаты местных кенешей привлекло внимание общественности в 2019 году. Одна из главных проблем – это устойчивая тенденция сокращения количества женщин депутатов в местных кенешах за последние 20 лет с 19% до 10%. В отдельных местных кенешах женщины отсутствовали в составе депутатов местных кенешей. В связи с этим необходимо было решать проблему увеличения доли женщин депутатов в местных кенешах.
Подходы к решению проблемы предлагались разные. Ведь, несмотря на то, что женщины составляют половину населения страны, их представленность в сельских местных кенешах после местных выборов 2016 г. снизилась на 2% и составила 13%, а в некоторых кенешах их вообще не было.
Опыт показал, что советский метод решения проблемы женщин депутатов в местных кенешах оказался наиболее приемлемым. Это – квотирование 30% депутатских мест в кенешах для женщин. Квота – это механическая мера, мера принуждения. Для принятия Закона о 30%-ной квоты был инициирован сбор подписей. Данную инициативу поддержали и было собрано более 10 тыс. подписей. Начался процесс обсуждения Закона КР «О внесении изменений в закон КР «О выборах депутатов местных кенешей» по обеспечению не менее 30% мандатов депутатов айылного кенеша для женщин. Были противники этого законопроекта, которые считали наличие квот недемократической нормой. В качестве примера приводят европейские страны, где в законодательных органах женщины составляют более 50%. Женщины без всяких льгот идут в депутаты и становятся депутатами. После обсуждений 8 августа 2019 года был принят Закон КР «О внесении изменений в закон КР «О выборах депутатов местных кенешей».
Результаты принятого Закона КР «О внесении изменений в закон КР “О выборах депутатов местных кенешей”» стали предметом исследования после выборов в апреле 2021 года. Одним их главных вопросов было: Получили ли женщины кандидаты в депутаты на выборах в депутаты местных кенешей преимущество? Что показывают статистические данные ЦИК КР об участии женщин в качестве кандидатов в депутаты местных кенешей по результатам регистрации? Изменилась ли ситуация участие женщин в качестве кандидатов в депутаты после принятия Закона о 30% квоте? Это неполный перечь вопросов, связанный с воздействием закона на женщин, которые решили стать депутатами местных кенешей.
По данным ЦИК КР, на прошедших выборах в местные кенеши в апреле 2021 года по стране было зарегистрировано в качестве депутатов местных кенешей 4009 (26,9%) женщин. Анализ статистических данных показывает, что существует разница между севером и югом. Так средний показатель участия женщин в качестве кандидатов депутаты по стране составляет 26,9%, по югу 24,0% и по северу 29,0%. На севере больше женщин воспользовались преимуществом, предоставленным Законом о 30%-ной квоте, чем на юге страны. Самый низкий средний показатель участия женщин в качестве кандидатов в депутаты в Баткенской области – 22,1%. И возникают вполне резонные вопросы, которые требуют дополнительного изучения специалистами по гендеру и мониторинга со стороны ЦИК КР: Почему женщины на юге не воспользовались преимуществом Закона о 30%-ной квоте? Какие факторы в зависимости от регионов влияют на низкое участие женщин в качестве кандидатов депутаты? Может ли быть это связано с некоторыми факторами, среди которых имеют место быть стереотипные мышления и неуверенность в собственных способностях?
В рамках исследования был проведен сравнительный анализ о количестве женщин зарегистрированных в качестве кандидатов в депутаты. В 25 айылных аймаках количество зарегистрированных женщин в среднем составило 30,9% женщин. Результаты привели к выводу, что в разных айылных аймаках процент участия женщин колеблется от 22% до 30%.
Для достижения цели исследования, женщины были разделены на три группы:
В ходе исследования необходимо было изучить опыт участия женщин в выборах и воздействие закона о 30%-ной квоте для женщин, отметив плюсы и минусы этапов в предвыборной гонке, и пункты, требующие улучшения в данном законе.
По результатам исследования был составлен примерный портрет женщины-кандидатки в депутаты1. Ее средний возраст составляет 44 года, с высшим образованием, замужем, имеет троих детей, ежемесячный средний доход составляет 14 тыс. сомов. На избирательную кампанию потратила в среднем 1 700 сомов, регистрация заняло 2 дня. Она является лидером в своем сообществе. Мотив: решение накопившихся социальных проблем (29,2%), стимул: закон о 30%-ной квоте для женщин. _________ |
Принятый закон о 30%-ной квоте открыл большие возможности для женщин гарантированно стать депутатом местного кенеша. Это стало большим достижением в решении гендерного вопроса в выборных институтах власти на местном уровне. Созданные законодательные условия укрепили в женщине веру в себя, о чем свидетельствуют результаты проведенного опроса. На вопрос «Будете ли Вы участвовать на следующих выборах в качестве кандидата в депутаты?» утвердительно ответили: 54,3% женщин, ставших депутатами, 78,6% проигравших выборы женщин и 80,0% женщин, не принимавших участие в выборах в качестве кандидата в депутаты.
Несмотря на достигнутые законодательные успехи, остаются как организационные вопросы, так общественно-психологические вопросы для женщин кандидатов в период выборов. Одним из важных отправных пунктов для женщины стала поддержка, как в семье, так и в сообществе. Главным и решающим поддерживающим фактором участия в выборах в качестве кандидата в депутаты является поддержка мужа (75,4%) и понимание семьи (53,8%). По признанию самих женщин, для них была важна поддержка и других социальных групп, таких, как родственники, друзья, соседи, коллеги по работе.
Стоит обратить внимание, что разные социальные группы женщин исключены из возможности участвовать в качестве кандидатов депутаты. Например, безработные женщины. Это самая большая группа. Этот фактор еще усиливается тем, что работа депутата неоплачиваемая. Вторая группа – это верующие женщины (около 20%).
Как было выявлено в ходе исследования, важную роль также играет такой личностный фактор, как лидерские качества женщины-кандидата. Ключевым фактором является ее вклад в развитие сообщества, ее опыт и имидж, накопленный в решении актуальных социальных проблем сообщества. На вопрос «Считаете ли Вы, что победу женщинам в выборах обеспечивает не столько активность во время избирательной кампании, сколько ранее проявленные лидерские качества, известность в селе?» положительно ответили 90,8%.
Необходимо отметить, что женщины-кандидатки, пройдя все этапы предвыборной борьбы, меняются психологически. Они открывают для себя новые стороны избирательной кампании, но уже в качестве кандидата в депутаты, и человеческих взаимоотношений. Эта высокая конкуренция среди женщин-кандидаток заставляет менять характер, ценности и взгляды. На вопрос «Насколько Вы согласны с утверждением, что “для того, чтобы конкурировать на выборах с мужчиной, женщина должна быть в десять раз умнее, в десять раз жестче и в десять раз циничнее?”», полностью и частично утвердительно ответили 66,2%. По результатам фокус-групп было выявлено, что конкуренция среди женщин привела к тому, что в отдельных айылных аймаках женщины стали вне 30%-ной квоты депутатами местных кенешей. Закон оказал существенное влияние на повышение активности женщин в качестве кандидатов в депутаты.
Что касается стереотипов о женщине, то они до сих пор сохраняются в нашем обществе. Это подтвердили и результаты проведенных фокус-групп. Например, такое мышление и стереотипы, типа: «молодая еще, что она может сделать», «сидела бы женщина дома», «еще молодая, все впереди», «зачем идешь на выборы, мое место забираешь», «место женщины – у очага» и т. п., во многих случаях встают непреодолимым барьером перед женщиной. Участники фокус-групп также отметили, что женщины проявляют пассивность, т.к. во многих случаях работает стереотип «не идти впереди мужчин», и в результате в большинстве случаев решение принимают мужчины. Стереотипы зачастую ограничивают возможности неформального общения с избирателями, которые, как показали обсуждения на фокус-группе, оказывают на женщин-кандидатов сильное психологическое давление.
Женщины-кандидатки признались, что в ходе выборного процесса столкнулись со сложностями, связанными с регистрацией в качестве кандидата в депутаты (удаленность регистрирующих налоговых и банковских органов, что приводит к дополнительным расходам и нехваткой времени).
Также в ходе исследования было выявлено, что абсолютное большинство женщин-кандидаток в депутаты — были самовыдвиженцами. Выборы показали, что политические партии на уровне местного сообщества не оказывают женщинам никакой поддержки.
Оказалось, что для кандидатов в депутаты на уровне айылных аймаков пункты о наблюдателях и доверенных лицах в законе также практически не используются. Основная причина — это отсутствие средств для оплаты труда наблюдателей и доверенных лиц, и процедуры оформления. В качестве меры по улучшению выборных процедур женщины-кандидатки предлагают «упростить процедуру привлечения уполномоченных лиц». Кроме того, результаты исследования показали, что агитационные материалы женщины-кандидатки практически не издавали. В-первую очередь это было связано с недостаточностью средств у женщин, так как основные денежные средства сосредоточены у мужей. И, по мнению подавляющего большинства (83,1%), у мужчин больше средств для участия на выборах. Следовательно, различие в материальном факторе между женщинами кандидатками может сыграть определяющую роль в предвыборной гонке. Это ограничивает действия женщин при финансировании своей избирательной кампании, в том числе и издании печатной продукции: визитки, буклетов и программ. Разумеется, есть и обеспеченная часть женщин-кандидатов, которые в состоянии издавать агитационные материалы. На фокус-группе их называли «женами олигархов».
Как оказалось, повышение потенциала женщин-кандидаток также играет не последнюю роль в процессе выдвижения. 63,1% женщин-кандидаток отметили, что еще до начала избирательной кампании им было необходимо обучиться лидерским навыкам. Женщины были не уверенны в себе и своих возможностях и считали, что для того, чтобы быть готовым к участию на выборах, им следует знать проблемы местного сообщества (47,7%).
Во всем этом процессе тренинги, семинары и консультации сыграли немаловажную роль – 10,8% и 16,9%. Ведь только вооружившись достаточными знаниями о процедурах проведения избирательной кампании, своих правах и обязанностях, можно избежать многих ошибок. Например, на фокус-группе участницы признались, что из-за незнания правил агитации, они провели ее даже в день тишины. Не менее особое внимание женщины уделили знаниям вопросов регистрации и оформлению необходимых документов. При этом выяснилось, что можно было использовать эффективные и недорогие методы агитации – живое общение, от двери к двери, личные встречи и т.д.
В завершение хочется отметить, что закон о 30%-ной квоте, позволил увеличить количество женщин, зарегистрированных в качестве кандидатов в депутатов, в три раза. И вероятность стать депутатами местных кенешей значительно выросла за счет именно этого закона. Наряду с этим, женщины обрели уверенность в том, что они тоже могут стать депутатами местных кенешей так же, как и мужчины. Стремление женщин решать насущные социальные вопросы, повысить качество жизни в сообществе возрастает. Пройдя через сито выборных гонок, женщины приобретают уверенность преодолевать существующие в обществе стереотипы о женщинах как о домохозяйках; количество, потенциал и конкуренция среди женщин-кандидаток в депутаты вырастает; заложены основы для динамичной тенденции вовлечения женщин в выборные институты власти и продвижения гендерного равенства в Кыргызстане.