Развитие миростроительства в приграничной зоне: от социальных сетей до уроков толерантности

17.01.2023 15:29
По всем вопросам, касательно содержания данного материала, просьба обращаться к Iuliia Babiuk по e-mail: ibabiuk@international-alert.org

Айылный аймак Бирлик граничит с анклавом  Сох — самостоятельной административно-территориальной единицей Республики Узбекистан, полностью окруженной территорией Кыргызстана. Согласно исследованию International Alert, в Бирлике происходит большое количество приграничных конфликтов, включая территориальные, ресурсные и социальные конфликты. Большая роль в урегулировании подобных споров принадлежит органам местного самоуправления, а главным актором является молодежь. Однако органам МСУ часто необходима поддержка по выстраиванию диалога между различными группами и информированию населения.

Проект «Ынтымактуу Жашоо» поддержал инициативу ОО «Сеть приграничной молодежи» «Ынтымактуу жаштар», которая содействовала улучшению связей между ОМСУ и молодежью, а также развитию социальной сплоченности в 13 селах Бирликского айыл окмоту через повышение потенциала молодежи в области миростроительства, толерантности и усиление обмена информацией среди молодежи и ОМСУ.

Для устойчивого развития молодежи в рамках инициативы был проведен фестиваль культур для молодежи Соха и Бирлика, а также был торжественно открыт Молодежный Центр. Основной его целью будет предоставление молодым людям условий для проведения мероприятий в сфере развития молодежи: встреч, круглых столов, конференций, встреч с известными деятелями, мастер-классов и других мероприятий.

Социальные сети – лучший мост для улучшения отношений между молодежью и органами местного самоуправления

Частью инициативы стали открытые уроки в 13 школах Бирлика на тему на тему «Межэтническая толерантность и миростроительство» и «Участие молодежи в процессах принятия решений на местном уровне».

Одна из активных участниц тренинга, ученица 10-го класса Жумагуль Асанова, после участия в тренингах предложила айыл окмоту идею по улучшению коммуникации с населением и рассказала о своей первой публикации: “Я задумалась о том, что я могу сделать, чтобы стать гражданским активистом в Бирлике. Я искала слово «Бирлик» в социальных сетях, но ничего не нашла. Именно тогда я поняла, что для улучшения отношений между молодежью и айыл окмоту в первую очередь нужен обмен информацией, и я открыла страницу молодежи Бирликского айыл окмоту в сети Фейсбук. С этого дня я начала публиковать на этой странице мероприятия, которые проводятся в рамках проекта в айыл окмоту. Кстати, приглашаю вас тоже подписаться на нас”.

В дальнейшем Жумагуль планирует встречаться с молодежью Бирликского айыл окмоту в недавно открытом Молодежном центре, проводить различные мероприятия и делиться достижениями в Бирлике на странице. Она развивает группу и следит за тем, чтобы донести информацию о проблемах молодёжи до сотрудников ОМСУ. 

Глава айыл окмоту Маканбаев Жеенбек тоже состоит в группе Бирликской молодежи и выразил поддержку инициативе.

«Из-за загруженности и отсутствия специалистов по работе с молодежью в айыл окмоту, большинство проблем молодежи не учитывается, голос молодёжи остаётся не услышанным. Поэтому мы будем следить за  предложениями молодежи в этой группе, чтобы наши молодые люди были услышаны». Маканбаев Жеенбек, глава айыл окмоту.

Первая ступень на пути развития активного гражданина

Нишанбай уулу Бекмамат – молодой преподаватель в средней школе села «Сырт» Бирликской сельской управы. Бекмамат присоединился к проекту «Ынтымактуу жаштар» на этапе отбора преподавателей для подготовки тренеров по направлению «Межнациональная толерантность и миростроительство». В первые дни обучения он повторял: «Я только что закончил университет, чему я ещё смогу научиться?», но с каждым днем он его интерес рос, и после обучения он организовал внеклассные занятия для своих учеников. На этих занятиях два раза в неделю он распространял полученные знания среди учеников школы, в которой он работал.

Бекмамат рассказывает, что тренинги увеличили его педагогический опыт и что он готов работать над повышением гражданской активности молодёжи: он выиграл конкурс на обучение в  «Академии гражданского просвещения». Сейчас он обучается у активных, прогрессивных руководителей из разных областей, отраслей и профессий Кыргызстана.

По словам Бекмамата, до участия в проекте он не имел представления о том, что такое гражданская активность, зачем вообще нужны организации гражданского общества?

“Я просто был занят своей повседневной жизнью, но, пройдя обучение по правам человека, конфликточувствительности и гражданскому активизму, я понял, чем хочу заниматься в жизни. Я буду развивать свои навыки и профессионализм, чтобы помогать и обучать молодое поколение Бирлика тому, как быть достойными гражданами своей Родины”, - говорит Бекмамат.

Миростроительство от школы до районного уровня

Жаанова Лазатхан работает учителем начальных классов в средней школе №54 "Эшме" Кадамжайского района Баткенской области. В феврале 2022 года она приняла участие в трехдневном Тренинге для Тренеров «Межнациональная толерантность и миростроительство» в рамках проекта «Ынтымактуу жаштар», где участники разработали 5 уроков для школьников на данную тему.

«Я думала, что уроки по межнациональной толерантности должны проводиться только в районах, где живут несколько этнических групп, а у нас мононациональное село. Но когда я начала проводить эти уроки для своих учеников и  учителей нашей школы, я поняла, что несмотря на то, что мы живем в селе, где в основном живут представители одного этноса, в нашей жизни происходит много контактов с другими этническими группами. Мы все-таки живем в приграничном районе, и я всегда нахожусь по соседству с гражданами Узбекской Республики и с другими этническими группами в соседнем городе Айдаркен. Это был особенно полезный опыт для меня как заместителя директора по воспитательной работе», - говорит Лазатхан.

Каждый свой открытый урок на тему «Межнациональная толерантность и миростроительство» Лазатхан публиковала в социальных сетях, и однажды её вызвали в Кадамжайский районный отдел образования. Сначала она забеспокоилась. По ее словам,  обычно в районный отдел образования вызывают на беседу в основном тогда, когда ученики что-нибудь натворили. Однако ей сообщили, что видели ее открытые уроки в социальных сетях, и готовы поддержать хорошую инициативу. Её попросили провести семинар на тему «Межнациональная дружба» на районном уровне – как Лазатхан предполагала раньше, подобные семинары раньше проводили только в тех сёлах, где проживали представители разных этносов. Благодаря своим открытым урокам в социальных сетях, Лазатхан смогла организовать семинар на тему «Межнациональная дружба» для представители районного отдела образования, ОВД, заместителей директоров по воспитательной работе, родителей всего Кадамджайского района.

«Теперь в моих планах проводить подобные уроки на областном уровне. Баткенская область граничит с двумя странами, у нас есть несколько анклавов, а также много сел, где проживают много этносов. Я хочу, чтобы мы все жили мирно и дружно, и я, как учитель, буду способствовать этому в меру моих сил и возможностей», - говорит Лазатхан Жаанова.

____________________________________________________________

Инициатива финансируется проектом «Ынтымактуу Жашоо».

International Alert совместно с Институтом Политики Развития и Национальным Центром Медиации реализует проект «Ынтымактуу Жашоо». Проект реализуется при поддержке Европейского Союза.

По всем вопросам, касательно содержания данного материала, просьба обращаться к Iuliia Babiuk по e-mail: ibabiuk@international-alert.org