МСУ и госуправление: где границы для развития местного сообщества?

11.04.2011 10:00 — 11.04.2011 12:00
Сабыр Атажанов, депутат Жогорку Кенеша КР, фракция СДПК: В настоящее время существует некий вакуум, потому что у многих айыльных кенешей срок полномочий истек, а новые не избраны.

Сабыр Атажанов, депутат Жогорку Кенеша КР, фракция СДПК: В настоящее время существует некий вакуум, потому что у многих айыльных кенешей срок полномочий истек, а новые не избраны.

В то же время многие органы власти на местах работают с приставкой и.о. Правительство, видимо, хотело быстрее преодолеть вакуум и быстрее назначить глав местных самоуправлений. 

Прошедшие выборы в Жогорку кенеш показали, что хотя работали многие из представителей предыдущей власти, выборы прошли по сравнению с предыдущими открыто и более менее честно. Сказать, что именно глава местного самоуправления влияет на итоги или ход выборов – очень сложно. Другое дело, когда на уровне республиканской власти не дается повода для фальсификаций и подтасовок. Самое главное не то, что органы местного самоуправления сделают выборы открытыми или закрытыми, или подтасуют факты, самое главное – как говорится, рыба с головы гниет, нужно, чтобы верховенствующая власть дала людям честно провести выборы и честно отдать свои голоса. 

Я тоже был избран народом в 2005 году главой города через прямые выборы. Сегодня от того, каким способом выберут главу МСУ - прямым или через местный кенеш, революция не произойдет. Потому что нужно менять очень много законов. Во-первых, должна быть проведена административно-территориальная реформа, так как у нас много карликовых местных самоуправлений, в то же время на юге есть айыльные округа в 25-30 тысяч населения и штатные расписания в малом и большом МСУ совершенно не соответствуют действительности. Во-вторых, нужно изменять налоговую систему. Налоговые сборы, когда было предоставлено право собирать налоги местным самоуправлениям, резко возросли, поэтому надо сбор налогов отдать им. А налоговая служба должна заниматься только контролем. Конечно, какой-то механизм перераспределения должен быть. У нас есть около 10 айыльных округов, которые могут себя обеспечить и иметь излишки. Но подавляющее большинство – дотационные.
Как я сказал, в 2005 году многие главы МСУ были избраны прямыми выборами, и получилось такое положение, что одни главы стараются, что-то делают, другие же – наоборот, ничего не делают. Но у правительства нет механизма, чтобы снять его с работы, так как его избрал народ. Народ тоже недоволен, но они уже тоже ничего не могут сделать. Механизм отзыва очень сложный и чтобы его пройти нужно многое сделать. С другой стороны, при прежней власти всем органам местного самоуправления повысили зарплату в несколько раз, выдали новые автомашины. Но народ вышел на революцию. Значит, дело не в том, как избираются главы местных самоуправлений, а как власть сама управляет государством, какие даны возможности для избранного или назначенного главы местного самоуправления. Если у него нет возможности изменять жизнь к лучшему в селе или городе, он оказывается перед разбитым корытом. Поэтому самая большая головная боль – низкий уровень социально-экономического развития.

Надежда Добрецова, председатель правления Института политики и развития: По факту у нас дотационным являются все 100% айыльных округов, потому что те цифры, которые рисуются Министерством финансов и органами местного самоуправления, не совсем реальные. На прошлой неделе я встречалась с главой одного из крупнейших богатых округов Чуйской области. Он сказал, что Минфин закладывает ему на следующий год контрольные цифры по отоплению ниже стоимости энергоносителей на сегодняшний день. И он просто «вылетает в трубу», несмотря, что это богатый айыльный округ. Это показывает, что вся эта дотационность создана искусственно. Деньги собираются и распределяются таким образом, чтобы искусственно держать айыльные округа бедными и голодными, не способными к самостоятельному управлению и решению своих проблем. Все это делается в интересах этой пресловутой вертикали, потому что главы МСУ находятся в подчиненном положении, в полусогнутом состоянии и с протянутой рукой у порога Минфина, районного акимиата, областной администрации, выклянчивая какие-то деньги на выполнение их собственных законом определенных функций. Кстати, у нас до сих пор вопрос бюджета является предметом торга, то есть, если у тебя больше возможностей лоббирования и связи с Бишкеком, тем больше возможностей выполнить свою работу. Это ненормальная ситуация. 

Для простого человека, живущего в селе или в городе, самый ближний уровень управления - это местное самоуправление. Именно местное самоуправление олицетворяет для него государственную власть, наиболее доступную. И то, как она себя ведет, эта власть, раздражает население. Люди на самом деле не всегда делают различие между местным самоуправление и государством. И как ведет себя самоуправление, насколько оно способно или не способно влиять на ситуацию, так люди и воспринимают государственную власть. Я предлагаю не связывать их с президентами, но мы видели два поколения власти и оба наступали на одни и те же грабли. Они строили вертикаль власти, высасывая ресурсы, делая глав не способными к решению проблем, и народ оценивал всю систему государственного управления по тому, как работает местное самоуправление. И проецировал свое отношение на систему государства в целом. Высасывание ресурсов из регионов через Бишкек, финансовых, материально-технических, кадровых, и привело к социальным коллапсам, которые мы наблюдаем. Я хочу сказать, политические игры - семья, не семья, коррупция на национальном уровне – это всего лишь видимые причины айсберга. Не они были основной причиной, а была эта властная вертикаль, которая подточила основы государственности снизу. Я хочу привести пример, когда Данияр Усенов, бывший премьер-министр накануне апрельских событий ровно год назад приезжал в Нарынскую или Таласскую область, собрал всех глав айыльных округов и очень грубо отчитывал их, что они утратили связь с народом. Но при этом ирония момента была в том, что они действительно утратили связь с народом и не контролировали ситуацию. И сегодня мы пожинаем плоды. И третье поколение власти, вынося тот же самый законопроект, снова рискует наступить на те же грабли.
Децентрализация призывает разделить на вопросы государственного значения и вопросы местного значения. Вопросы государственного значения: оборона, безопасность, политика, общественный порядок, какие-то стандарты предоставления услуг должны управляться по властной вертикали. Никто с этим не спорит. А вопросы местного значения – дороги, арыки, парки скверы, уборка мусора, канализация, содержание школ и детских садов и так далее, должны управляться сообществами на местах. И когда мы говорим о местном самоуправлении – мы говорим об этой сфере ответственности.

Асхат Дукенбаев, эксперт: Во всех странах мира поняли давно, что сильные регионы – сильная страна, сильное местное сообщество – сильное государство. И в этом отношении не стоит бояться децентрализации. Во всем мире поняли, что через самостоятельные местные сообщества, сильные в экономическом плане, развивается страна, то есть корни страны там, в местном сообществе. Что произошло у нас? За 20 лет мы только говорим о местном самоуправлении. 

Оно существует только на бумаге, но в реальности ее нет, потому что мы на бумаге разделили местное самоуправление от центральной власти, но мы не дали полномочий, не дали возможности местному самоуправлению решать проблемы на местном уровне. Поэтому сегодня стоит задача – усилить потенциал органов местного самоуправления, его сотрудников, решать проблемы. Помимо этого трагические события июня прошлого года показали слабость местного самоуправления и в другом направлении. В том, что они оказались не способными предотвращать межэтнические конфликты. И это должно стать для нас большим уроком.
Децентрализация не приведет к сепаратизму, если мы не будем игнорировать интересы наших соотечественников, национальные меньшинства, если мы не будем их дискриминировать в доступе к социальным услугам по национальному или религиозному признаку.
Сейчас наши органы МСУ являются частью вертикали власти. Мы должны постараться сделать так, чтобы органы МСУ решали проблемы на местах и в этом должна быть заинтересована центральная власть. Надо сделать, чтобы органы местного самоуправления стали частью гражданского общества.

Мелис Тологонов, экс-глава Сайильского айыльного округа: Я в первый раз избирался прямыми выборами, во второй раз – косвенными, прошел два выбора и пришел к мнению, что народ должен сам выбирать своего главу. Глава должен быть ответственным перед свои местным сообществом, должен быть независимым от районной власти. И в данное время законопроект, который исходит от правительства, где представлять кандидата на главу айыльного округа будет аким, я считаю не совсем верным. 

Здесь выпало местное сообщество в лице айыльных кенешей. То есть, местные кенеши, оказывается, даже не имеют права дать представление на главу МСУ, то есть, этот вопрос решает только аким района, который пишет эти представления, отправляет губернатору, тот дальше отправляет его в НАМСУ и когда есть две подписи, отдают на рассмотрение местных кенешей. Если местные кенеши дважды не утвердят этого главу, спущенного сверху, то правительство должно распустить местный кенеш. Население снова изберет этих же депутатов, так как местность маленькая и все повторится сначала. Поэтому здесь надо дать самостоятельность местному сообществу, дать им больше власти, чтобы народ сам участвовал в процессе выборов, в жизни местного сообщества. В конституции четко прописано, что он исполняет свои обязанности под свою ответственность и на своей территории обеспечивает жизнедеятельность населения. В этом случае нужно больше развивать местное сообщество. Для кого работают главы местных самоуправлений? Они работают на благо местного населения, для людей. Он должен качественно предоставить все государственные услуги. Как сказали, правительство доходит до районного уровня и оттуда идет взаимосвязь между районом и местным сообществом. Сколько лет мы работаем, все эти делегированные права мы всегда исполняли бесплатно. Хотя они, как записаны в норме, должны обеспечиваться финансами, но до сих пор ни одно министерство не оплатило за те делегированные услуги, которые мы оказываем за них. В новом законопроекте, в разработке которого я тоже участвовал, уменьшили функции (с 25 до 15) и остальные оставили делегированными, чтобы подкрепить их финансами, и мы только тогда будем их выполнять. Получается, что мы очень много бумаг перекладываем и занимаемся отпиской в правительство и некоторые проблемы местного сообщества выпадают, из-за нехватки времени. 
Когда в 2007 году был двухуровневый бюджет, многие айыльные округа подняли себе планку, выполнили планы по сбору налогов. И когда на уровне районов не осталось денег акиму, они вынуждены были просить их у Министерства финансов, чтобы их дотировали, просили у айыльных округов, которые помогали им. Потом все урезали, и сейчас на местном уровне осталось два вида налогов: сельхозналог и транспортный налог. Налог на недвижимость в сельской местности не работает, так как нет у нас больших особняков, которые обкладывались бы налогами, поэтому айыльные округа сегодня находятся все время в денежном дефиците средств. Тот бюджет, который мы с населением обсуждаем, утверждаем, в конечном итоге нам не додают. И некоторые услуги мы не можем выполнить для населения. Те предприятия, которые работают на территории айыльного кенеша, отчисляют свои налоги в республиканский бюджет в виде акцизов, подоходного налога и так далее. И эти налоги, которые уходят в центральный бюджет, не стимулируют эти предприятия помогать местному сообществу, то есть, они, даже работая на этой территории, оторваны от населения. Остается только то, что собирают местные налоги и дотационным округам додает минфин. Это как говорят, эффект тающего бюджета: все расплывается и никто не знает, куда сколько ушло.

Нурлан Садыков, депутат Бишкекского городского кенеша: Главная проблема в области органов местного самоуправления, это проведение децентрализации государственной власти и передача функций органам местного самоуправления. На протяжении двадцати лет мы так и не провели полную децентрализацию, органы местного самоуправления фактически исполняют очень много функций государственной власти, которые, к сожалению, не финансируются в соответствии с законом. Поэтому органы местного самоуправления сильно зависимы от государственной власти. В настоящий момент социальная сфера легла тяжким бременем на местный бюджет. Поэтому, сейчас предстоит большая работа по изменению не только закона об органах МСУ, но и многих законодательных актов в сфере здравоохранения, в социальной сфере и в других сферах. Задачи в этих законах поставлены таким образом, что они обременяют органы МСУ, в плане того, что органы местного самоуправления выполняют несвойственные для себя функции, а функции государственной власти. 

Кроме того, надо отметить, что кадровая политика органов МСУ сильно зависит от мнения государственной структуры власти. В частности кадровая политика зависит от акимов, которые предлагают кандидатуру на должность главы айыл окмоту. На наш взгляд, такие действия противоречат природе органов самоуправления, поскольку органы самоуправления являются самостоятельными в решении кадровых, экономических вопросов. К сожалению, все эти проблемы до сегодняшнего дня остаются актуальными. Сейчас мы ждем, когда парламент примет новый закон. Мы видим, что имеется политическая воля для развития органов местного самоуправления.
Медер Абдиев, член конституционного совещания: Законопроект об органах местного самоуправления, который представлен правительством и сейчас широко муссируется, и в скором времени будет рассматриваться в парламенте, на самом деле никакой, и в какой-то мере он антиконституционный. Я, как член конституционного совещания, а именно рабочей группы по МСУ категорически не согласен с текстом и со смыслом этого законопроекта. Законопроект нужно писать из низов и отталкиваться от нужд МСУ, заканчивая районным и областным уровнем. По моему мнению, данный законопроект является антиконституционным потому, что в тексте конституции, в главе о премьер-министре и правительстве четко сказано, что район формируется с низов и состав районной администрации формируется через представителей народа, то есть через депутатов. В новом законопроекте об МСУ извратили саму суть этой строки, исходя из этого закона, разработчики закона пытаются не децентрализовать, а наоборот централизовать власть. В тексте законопроекта черным по белому написано, что премьер-министр решает все кадровые вопросы вплоть до уровня района. Если этот законопроект будет принят в том варианте, в котором он есть сейчас, то органы МСУ будут полностью подчинены и зависимы от государственной власти. В этом законе мы видим извращенный вариант трактования конституционной нормы. Исходя из этого, я не согласен с разработчиками законопроекта. 
 
"Открытый Кыргызстан", 11.04.2011.