Падает авторитет МСУ

09.12.2011 00:00
За последние 5 лет доверие людей к муниципальной власти упало в десять раз! За помощью кыргызстанцы предпочитали обращаться к средствам массовой информации, религиозным институтам, НПО.
Падает авторитет МСУ

За последние  5 лет   доверие людей  к муниципальной власти  упало в десять раз! За помощью кыргызстанцы  предпочитали  обращаться к  средствам массовой информации,  религиозным институтам, НПО.

Вплоть до революции 2010 года  авторитет местной власти  неуклонно снижался.  Эксперты винят в этом  политику, проводимую прежним руководством страны.  Губернаторы и районные акимы  творили что хотели, нажимали  на глав айыл окмоту, вынуждая их  тратить на государственные нужды  деньги из  и без того тощего муниципального кошелька.

В результате  только в одной Чуйской области   десятки глав МСУ оказались  на скамье подсудимых из-за нецелевого использования  бюджетных средств. По указанию сверху  возвели бизнес-центр и многоэтажные жилые дома. А на строительство  детских садов, школ, ремонт  сельских дорог  денег не хватило. Пострадавшие, в общем-то,  не виноваты,  они не были защищены Конституцией  и попали в опалу.

Сравните: после первой революции народ сместил 15 глав  айыл окмоту, а после второй, в 2010 году,  аж 150!   О чем это говорит? Сотрудники Института политики развития  совместно со специалистами Национального статистического комитета провели исследование в рамках разработки  Национального доклада о развитии человека (доклад еще не опубликован).  Работу финансировала Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Ставили целью  выявить коррупционные схемы на местном уровне. “Лидером”  в этом соревновании стал Бишкек. Самые большие подношения   чиновники требовали  за  различные справки, при устройстве на работу, а также  за аренду  муниципальных  земель и другой собственности.  Места на кладбище,  размещение рекламы, разрешения  на проведение водопровода и канализации  обходились всем кыргызстанцам    значительно дешевле. Эти услуги в рейтинге по уровню коррупции числятся на последнем месте.

Большинство  респондентов считают уровень коррупции в органах МСУ средним, 10% – что ее вовсе нет, так как нечего красть, и только 6% сельских жителей верят в честность и справедливость вышестоящего начальства.

Кто должен контролировать работу исполнительных органов власти,  продажу или сдачу в аренду  земель, находящихся в муниципальной собственности? Конечно, законодательная власть – местные кенеши.  Ведь  земельные участки – самый дорогой, невосполнимый  ресурс;  если им управлять  рачительно, с умом, местная казна пополнится миллионами сомов, так необходимых для решения острых социальных проблем.

На самом деле  мы видим совсем другую картину. По  словам  статс-секретаря  Национального  агентства по делам местного самоуправления Улары Нарусбаевой, в одной из айыльных управ, получившей годовой доход 900 тысяч сомов, распорядились местным «богатством» весьма своеобразно: погасили долги в Социальном фонде да купили цветы  на праздник.

Кто после  такой «хозяйственности» станет доверять местным управленцам?

Неудивительно, что в пригороде Бишкека, где  земля  востребована и  особо ценится, глав  муниципалитетов  только за год меняли  7 раз. Население здесь юридически подковано,   рядом – столица,  всегда можно проконсультироваться с юристами.  Как  только люди замечали неправедные дела, тут же сообщали в прокуратуру.

В селе все видно на уровне  вытянутой руки:  кто какую приобрел живность, чья жена обзавелась новыми ювелирными украшениями,  появился новый комок или магазинчик – все судачат: на какие это деньги?

Революционный 2010 год больно ударил по головам вскрывшимися  изощренными коррупционными схемами,  до многих стало доходить, в какой стране мы живем, почему терпим  зарвавшихся чинуш, обогащающихся на продаже  собственности, которая, согласно Конституции, принадлежит народу, то есть нам с вами.

Но почему мы такие ленивые и безразличные?  Пока нас лично не коснется беда, не затопит прорвавшаяся канализация или сосед  не оттяпает часть законно принадлежащей нам площади, никогда не поинтересуемся:  какие объекты  муниципальной собственности имеет, скажем, мэрия Оша или Бишкека?  Зарегистрированы ли они  в  органах Госрегистра?

Сказывается, видимо, советский менталитет, который надо менять, если хотим  наладить свою жизнь. Ведь именно доступ к ресурсам, особенно к земле,  причина  многих конфликтов, которые портят наше с вами  существование, отнимают время и деньги.

Решение  проблемы видится  во внедрении  прозрачных и справедливых процедур управления муниципальной землей и собственностью.  Надо наконец завершить начатую инвентаризацию, разобраться:  земля числится в государственной, муниципальной  или частной собственности?

Двадцать лет мы живем в суверенном государстве, а  этой проблемой никто всерьез не занимался. А ведь  рыночная стоимость муниципальной собственности  сопоставима  с годовым республиканским бюджетом.

Пробел решили восполнить  сотрудники Института политики развития, взяв в партнеры  Национальное агентство  по делам местного самоуправления при правительстве. Совместно реализовали масштабный проект ОБСЕ на территории  южного региона республики: в  Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской  областях.  Ставили цель: за счет эффективного управления местными ресурсами,  земельными угодьями в частности,  снизить конфликтность с учетом прошлогодних событий.

Что касается приграничной Баткенской области, то  здесь тоже неспокойно, экспертам предстояло  проанализировать ситуацию и  выдать свои рекомендации по стабилизации обстановки.

Не ведаем, чем богаты.

Предстояло  навести порядок, усилить подотчетность   не только в сфере муниципального имущества, но и в управлении землями сельскохозяйственного назначения, сборе платежей за  коммунальные услуги, улучшить водоснабжение в отдаленных селениях.

- Мы сосредоточились на  проблемах управления в  айыльных округах, – говорит  эксперт Института политики развития  Гуляим  Шамшидинова. – Захотели узнать, насколько  оно справедливо   и прозрачно, приносит ли пользу всем членам  сообщества как за счет вовлечения  муниципальной собственности  в экономический оборот, так и за счет увеличения дохода  местного бюджета.

В  28 сельских управах мы обнаружили 330  «ничейных», то есть нигде не зарегистрированных  зданий и сооружений. За восемь месяцев работы проекта (его реализация началась  в апреле т.г.) в двух айыльных округах  провели 100-процентную регистрацию объектов муниципальной собственности, в пяти – частичную, а в 14 осуществили лишь предварительную регистрацию  муниципального имущества.

Муниципалитеты забывают, что под каждым зданием -  земля,  если  ею  правильно воспользоваться, можно значительно пополнить свой бюджет. А местный кенеш  должен координировать  эту работу, держать под контролем главу  МСУ.

Коррупция возникает тогда, когда есть благоприятная почва, то есть если  в  айыл окмоту отсутствуют реестр и другие важные  правовые документы, не проведена инвентаризация. Люди сами не знают, чем владеют.

Результаты  работы краткосрочного проекта  ОБСЕ можно, как говорится, пощупать руками: новые  формы  реестров  разработали в   22  айыльных округах из 30 выбранных  проектом в качестве пилотных;  уточнили  списки  объектов муниципальной собственности в  Джалал-Абадской области – 13 АО, Ошской – 10 и Баткенской – 7.

Сельчане, проживающие на этих территориях,  не поленились и провели классификацию того, что имели, уточнили, где у них расположены школы, поликлиники, детские сады, где парковая зона, где  клуб. Разделили их на основные и дополнительные.  Зачем?  А чтобы в первую очередь иметь возможность финансировать  из местного бюджета детские сады и школы, а дополнительные объекты, к примеру спортивные сооружения, можно  и ограничить в дотациях, у них есть свои  источники  получения  средств: платные  секции, сдача в аренду свободных  комнат и т.д.

Что касается кафе, магазинчиков и жилых домов, так они обязаны приносить доход в местную казну и не нуждаются ни в каких дотациях. Кстати,   классификацию и реестры утверждают местные парламентарии.  И здесь проект навел порядок. Если  в начале реализации проекта  в местный  законодательный орган   подали документы лишь  две сельские управы  из 26 муниципалитетов, где  классификация была разработана, то  в завершающей стадии проекта  их  было уже 24.

Гуляим  Шамшидинова  в качестве положительного примера привела  работу  айыльного аймака Мады Джалал-Абадской области.  Здесь за последние несколько лет состоялось   около 30  аукционов по продаже земельных участков. Существенно пополнился местный бюджет.

Главы айльных округов часто жаловались  на  дороговизну  услуг Госрегистра.  Но муниципальные земли и другая собственность  при рыночной экономике стоят во сто крат больше, чем балансовая, которую, кстати, никто никогда не считал.

При продаже земель огромная роль отводилась кенешу, именно на парламентариях лежала ответственность за качество, прозрачность  и справедливость проведения   аукционов.

Кок-Жарский  айыльный аймак с 2009 года по нынешнее время провел открытые торги  на муниципальные земли и получил доход в размере 703 400 сомов.

 Важное значение имеют  и местные нормативные правовые акты, которые утверждаются  кенешами. Не имея на руках документов, сельские муниципалитеты  не могут совершать сделки с имуществом, продавать, сдавать в  аренду, предоставлять во временное пользование. Тем не менее сотрудники проекта выявили  случаи, когда айыльные аймаки  нарушали правила, продавали  объекты муниципальной собственности, не соблюдая утвержденные парламентариями процедуры, что  связано с  коррупцией  на местном уровне.

Недополучение прибылей и доходов  сельскими муниципалитетами – общая проблема   всех  айыльных  аймаков. К сожалению,  органы местного самоуправления не умеют  эффективно управлять своей собственностью. Часть земель отдают знакомым и родственникам  должностных лиц без всяких конкурсов.

С другой стороны,  при проведении  открытых торгов не соблюдаются обязательные процедуры конкурсного отбора В этом и кроются основные коррупционные механизмы,

К сожалению, управление  муниципальными землями  продолжает оставаться  наиболее острой проблемой   в системе  МСУ. После сверки  данных с Госрегистром  аймак в Ноокенском районе Джалал-Абадской области  дополнительно насчитал 120 объектов муниципальной собственности, а  первоначально было 29.

 На встрече с журналистами  сотрудники Института политики развития  отметили  пилотные аймаки, где качественно разрабатывали документацию, оперативно решали поставленные задачи. В Ноокатском районе Ошской области это  Кок-Жарская,  в Араванском – Тепе-Коргонская  сельские управы. Есть успешные  аймаки и в  Джалал-Абадской области, к примеру,  Ырыс в Сузакском районе. А на севере страны лидирует  Беловодский айыл окмоту.

Эксперты  рекомендовали депутатам местных кенешей  для начала   выучить  законодательство, чтобы знать, где и как его применять. А органы местного самоуправления  должны решать  приоритетные  задачи, это очень важно, а не  тратить время  на   каждодневные неурядицы.

 И общий совет для всех:  необходимо поднимать правовую и финансовую грамотность  в местных сообществах. Люди обязаны знать свои права на муниципальную собственность. Не мешало бы повысить и квалификацию  муниципальных служащих.

В будущем,  2012 году  в Кыргызстане  состоятся  выборы  депутатов  местных кенешей. По словам  председателя правления  Института политики развития  Надежды Добрецовой, тенденция подхода к избирательному процессу в селах  уже меняется. Те руководители, которые заглядывают вперед, а не  используют свое должностное  кресло в качестве бесплатной кормушки,  понимают: обманывать своих земляков и бездействовать больше не удастся, надо работать.

 Было бы здорово, если  в местные законодательные органы власти пришли бы грамотные люди и взяли под свой контроль  деятельность органов местного самоуправления. Не стоит в кенеши выдвигать по привычке директоров школ и заведующих поликлиниками.