Учреждения здравоохранения Бишкека предлагают отдать Минздраву

09.07.2014 09:11
Сторонники реформы финансирования считают, что качество медицинских госуслуг не должно зависеть от состояния городского бюджета.

В Бишкеке вновь подняли вопрос о финансировании столичных учреждений здравоохранения из республиканского бюджета, а не местного, как это происходит сейчас. И если раньше за эту идею ратовали лишь эксперты в области бюджетного финансирования, то сейчас она поддерживается и в столичном муниципалитете.

Рядовому горожанину разница, откуда будут платить заработную плату врачам, не видна. Ему важно лишь то, чтобы услуги оказывались вовремя и качественно, а заболеваемость снижалась. Однако это как раз и зависит от эффективности финансирования медицинских учреждений, в один голос говорят эксперты.

Так, в выводах недавнего обзора Счетной палаты по текущей ситуации в здравоохранении ведомство приходит к выводу, что полностью решить вопрос эффективного функционирования сектора здравоохранения в условиях ограниченных ресурсов пока не удалось.

Одной из причин является несовершенство использующихся механизмов финансирования. К примеру, подушевое финансирование основывается на статистических данных по численности населения, однако не учитывает миграционные процессы. А значит, фактическая нагрузка по обслуживанию населения отражается в выделении средств той или иной организации здравоохранения далеко не всегда.

Хотя Счетная палата говорит про первичную медико-санитарную помощь, для Бишкека проблема отсутствия учета миграционных процессов как нельзя актуальна. Правда, больше на уровне больниц и экстренной медицинской помощи.

Медики давно отметили тот факт, что лечиться жители регионов предпочитают в столице Кыргызстана. К тому же Бишкек опоясывает полсотни новостроек, вся нагрузка по обслуживанию которых также ложится на финансируемые из бюджета столицы больницы и родильные дома.
Между тем, если сравнивать нормативы оплаты медицинских услуг по программе государственных гарантий из республиканского и столичного бюджетов, то можно заметить существенную разницу.

Так, по данным Института политики развития, за пролеченный случай в стационаре из республиканского бюджета выделяется 4 400 сомов, а из бюджета Бишкека – 3 855. На одну бригаду скорой помощи из республиканского бюджета выделяется 550 тыс. сомов, из столичного – 377 тыс. сомов. Указанные нормативы оплаты медицинских услуг рассчитываются исходя из прогнозируемых объемов поступлений средств республиканского бюджета, обязательного медицинского страхования и средств местного бюджета Бишкека в планируемом году.

"Мы обслуживаем не только бишкекчан, а любого человека, который оказался на территории Бишкека. К тому же на нас ложатся новостройки, которые находятся за селами, не относящимися к столице. Например, мы проезжаем Нижнюю Ала-Арчу, Маевку, Ново-Павловку, чтобы попасть в новостройки. То есть пациентов у бишкекской скорой значительно больше, чем у любой другой. Если бы мы обслуживали только имеющих бишкекскую прописку, разговор был бы другой. Но она есть далеко не у всех. Так чем мы хуже сельских бригад?" - комментирует сложившуюся ситуацию врач Бишкекской станции скорой помощи, пожелавший остаться неизвестным.

"Первая городская больница считается одной из лучших в Кыргызстане. И объем больных там не меньше, чем в Национальном госпитале. Однако из-за финансирования из городского бюджета объем средств на одного больного в больнице получается меньше, чем в госпитале", - рассказывает эксперт Института политики развития Асылбек Чекиров.
Такое неравенство возникло при переходе страны на двухуровневый бюджет, который разделил муниципалитеты на бедные и богатые. В Минздраве этот момент предусмотрели, но не полностью.
"В национальной программе "Манас Таалими" (2006-2010 годы) говорится, что в таких условиях нельзя рисковать здравоохранением. Жители бедных айыл окмоту не должны страдать от того, что в рамках реформ они оказались без денег. Человек мог оказаться под риском неоказания услуг. Там четко написано, что фрагментация средств здравоохранения на мелкие пулы резко усилит неравенство в регионах и снизит эффективность использования ресурсов, увеличив бремя для населения. Отмечено, что оптимальным вариантом является аккумулирование средств здравоохранения на республиканском уровне", - рассказывает эксперт.
Он добавляет, что при переходе на систему "единого плательщика" пункт аккумулирования средств был выполнен во всех городах. Кроме Бишкека, где учреждения здравоохранения продолжают финансироваться из бюджета муниципалитета.

Столичная мэрия, тем временем, увеличить налоговые сборы за счет политики в сфере налогообложения не может, а значит, все нормативы системы здравоохранения так и будут зависеть от состояния городского бюджета.

Формат городского бюджета не позволяет оперативно реагировать на изменение норматива программы государственных гарантий.
В столице, по мнению Чекирова, вообще сложилась очень интересная ситуация.

Только в Бишкеке государственные медицинские учреждения закреплены за муниципалитетом и финансируются через департамент здравоохранения, а не территориальное подразделение ФОМС. Сам департамент финансируется мэрией, а задачи выполняет государственные. При этом мэрия Бишкека, как орган местного самоуправления, не несет ответственности по выполнению национальных программ в области здравоохранения.

"Если обратиться к нынешней программе здравоохранения "Ден соолук", которая является продолжением "Манас таалими", то можно прочесть, что за показатели снижения материнской и детской смертности, уровня заболеваемости туберкулезом, сердечно-сосудистыми болезнями и так далее отвечать будет Министерство здравоохранения, а не мэрия Бишкека", - комментирует Чекиров.
Эксперт подчеркивает, что в Минздраве осознают необходимость выстраивания всех учреждений здравоохранения в единую систему для достижения результатов.

"Сейчас предлагается передать все столичные медицинские учреждения, которые входят в систему "единого плательщика", Министерству здравоохранения. Кроме Поликлиники строителей, автобазы и других чисто городских. Таким образом, город сможет сформировать собственную муниципальную политику в области здравоохранения. Отдельные оппоненты вводят в заблуждение, когда говорят, что таким образом столичные врачи потеряют заработную плату. Это не так. У мэрии после реформы остается 600 млн средств на реализацию собственной политики в области здравоохранения. Не вместо государственной, а дополнительной. Например, средства можно направить на надбавки, необходимые, чтобы удержать врачей, закупку оборудования с последующей передачей государственным больницам, находящимся в Бишкеке", - поясняет Чекиров.

Сторонники передачи ожидают таким образом получить повышение уровня гарантий получения качественных медицинских услуг горожанам, доступа к ним для граждан из других регионов, а также выравнивания оплаты между медицинскими учреждениями. Хорошо бы, чтобы эти ожидания оправдались...