А.Атамбаев направил в Жогорку Кенеш возражение к Закону «О статусе столицы»

12.08.2013 14:30
Ниже приведен текст возражения.

Президент Алмазбек Атамбаев направил в Жогорку Кенеш возражение к Закону КР «О статусе столицы» принятому Жогорку Кенешем 27 июня 2013 года.
Текст возражения:

  1. В части 4 статьи 7 Закона установлено, что положения Устава местного сообщества обязательны для исполнения всеми расположенными на подведомственной ему территории государственными органами и должностными лицами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от формы собственности и гражданами.
    Между тем в части 2 этой же статьи указано, что Устав местного сообщества города Бишкек определяет порядок взаимоотношений членов местного сообщества и органов местного самоуправления города Бишкек при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города и других вопросов. Таким образом, Устав местного сообщества не регулирует вопросы взаимоотношении членов местного сообщества и органов местного самоуправления города Бишкек с государственными органами, а также их должностными лицами, следовательно, Устав не может порождать для них какие-либо обязательства по его исполнению.
    Кроме того, обозначенная норма противоречит конституционному принципу разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленному статьей 3 Конституции Кыргызской Республики.
  2. Пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона мэр города Бишкек наделяется правом давать согласие на назначение руководителей территориальных подразделений государственных органов.
    При этом Закон не регулирует последствия отказа мэра города от дачи согласия на назначение и освобождение руководителей территориальных подразделений государственных органов. В частности остаются нерешенными вопросы, когда, кем и какие меры могут быть приняты в случае несогласия мэра с кандидатурой, предлагаемой руководством государственных органов, что приведет к большим трудностям в реализации Закона и создаст конфликтный потенциал во взаимоотношениях между государственными органами и органами местного самоуправления.
    Вместе с тем отмечаем, что согласно пункту 19 Временного положения о проведении конкурса на замещение вакантной административной государственной должности государственной службы Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 ноября 2011 года №741, при проведении конкурса на замещение вакантной административной государственной должности руководителя территориального подразделения государственного органа в состав аттестационно-конкурсной комиссии включается глава местной государственной администрации, мэр города республиканского значения (или их представители).
    В связи с чем предлагаем в пункте 1 части 1 статьи 21 Закона предусмотреть право мэра города Бишкек (или его представителя) участвовать в конкурсном отборе претендентов на должность руководителей территориальных подразделений государственных органов.
  3. Статьей 22 Закона установлены требования к мэру города Бишкек, в соответствии с которыми мэром может быть гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной, муниципальной службе или в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях, в организациях, учреждениях и частных хозяйствующих субъектах не менее 10 лет. Между тем, согласно требованиям статьи 42 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» мэром других городов может быть гражданин, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной либо муниципальной службе не менее 3 лет, либо стаж работы в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и хозяйствующих субъектах частной формысобственности не менее 5 лет. Считаю, что установление для мэра города Бишкектребований, в значительной степени превышающих требовании по стажу работы к мэрам других городов, существенно сузит круг лиц, имеющих высокие управленческие качества, которые могли бы претендовать на эту должность.
  4. Абзацем 6 части 5 статьи 23 Закона устанавливается,что если при выборах мэра города Бишкек за позицию «против всех кандидатов» подано большинство голосов, чем за всех кандидатов, проводятся повторные выборы. В данную норму следует внести изменения, предусматривающие проведение повторных выборов мэра города Бишкек в случае голосования за позицию «против всех кандидатов»наибольшего числа депутатов.
  5. Частью 1 статьи 30 Закона предусмотрено, что в целях социально-экономического развития города Бишкек и решения его проблем мэрия города Бишкек может создавать фонд развития города. При этом не уточняется, за счет каких источников создается фонд.
    Следует отметить, что согласно статье 30 Закона Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» создание внебюджетных фондов министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администрации, органов местного самоуправления запрещается, за исключением Социального фонда Кыргызской Республики, Фонда медицинского страхования Кыргызской Республики, а также внебюджетных фондов, образуемых за счет добровольных пожертвований и взносов.
    Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного самоуправления» органы местного самоуправления в целях реализации социально-экономических программ и проектов вправе создавать внебюджетные фонды. Налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, не могут быть направлены во внебюджетные фонды органов местного самоуправления.
    В связи с изложенным, в целях приведения в соответствие с обозначенными нормами считаю необходимым уточнить источники финансирования фондов развития города Бишкек.
    На основании вышеизложенного считаю принятие Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы» в данной редакции нецелесообразным и, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 64 и частью 2 статьи 81 Конституции Кыргызской Республики, возвращаю его для выработки согласованного варианта”.