Дотошные НПО: Депутаты, раскройте бюджетные деньги!

07.02.2011 00:00
Представители неправительственного сектора внимательно просмотрели проект бюджета на 2011 год. И озадачились: насколько он социально ориентирован и разумен? Сообща граждане решили добиться от депутатов ответов на самые острые вопросы, список которых они и направили фракциям и комитетам Жогорку Кенеша. С надеждой, что их мнение все же будет услышано, несмотря на передряги в Минфине, возню с раздутыми расходами на правительство и прочих власть имущих и объективно сложные условия существования страны вообще.

Представители неправительственного сектора внимательно просмотрели проект бюджета на 2011 год. И озадачились: насколько он социально ориентирован и разумен? Сообща граждане решили добиться от депутатов ответов на самые острые вопросы, список которых они и направили фракциям и комитетам Жогорку Кенеша. С надеждой, что их мнение все же будет услышано, несмотря на передряги в Минфине, возню с раздутыми расходами на правительство и прочих власть имущих и объективно сложные условия существования страны вообще.

 

Тем более, сам проект все же отклонен парламентариями, и есть шанс его откорректировать в сторону действительных запросов общества.

По мнению энпэошников, в проекте не учтены интересы незащищенных слоев общества (а это традиционно - женщины, дети, пенсионеры, лица с ограниченными возможностями, молодежь, трудовые мигранты и их семьи, учителя, безработные), а также неясно, как будет обеспечиваться эффективность расходования государственных средств. Отсюда и 32 болезненных и острых вопроса в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты и деятельности Министерства финансов, содержащихся в тексте обращения.

Если взять здравоохранение, то граждан, к примеру, очень интересует, с какой стати доля общих расходов Министерства здравоохранения сократилась с 9 до 7 процентов по сравнению с 2010 годом, можно ли организовать домашние стационары для одиноких и неподвижных больных, будут ли медицинские вузы переведены на бюджетное финансирование. Задаются вопросами и о том, будет ли расширен спектр предоставления бесплатных услуг для людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы (среди них наблюдается самая высокая смертность), удастся ли освободить от сооплаты детей в возрасте до 5 лет и женщин и сколько государство заложило на поддержку ВИЧ-инфицированных, ведь это предусмотрено законодательством, в частности, законом о СПИДе и другими обязательствами государства перед ВИЧ-инфицированными. И сколько вообще средств выделено на социальный заказ.

Не меньше вопросов возникло и по образованию. Людям хочется знать: чем обоснованы размеры расходов на служебные поездки в сравнении с расходами на приобретение медикаментов (более 70 миллионов 902 тысяч и 335 тысяч сомов соответственно)? Что скрывается за формулировкой «Текущие различные прочие расходы» (как известно, именно в «прочем» скрываются всякие нецелевые траты, а тут заложено ни много ни мало, а 419 миллионов 424 тысячи сомов)? Каковы расходы по группам подведомственных образовательных учреждений - отдельно по вузам, сузам, школам и дошкольным учреждениям? В какой части бюджета искать деньги, предусмотренные на строительство детских садов, если таковое вообще было предусмотрено? Почему запланировано строительство лишь 8 школ, и как это соотносится с потребностями общества, и по каким принципам определяются приоритеты регионов, нуждающихся в этих школах?

Волнует народ и так называемая «оптимизация учебных планов», и он требует пояснить, что за этим скрывается - сокращение учебных часов или сокращение неэффективных предметов? Будет ли в среднесрочном прогнозе бюджета на 2011-2013 годы устанавливаться заработная плата учителей в зависимости от среднестатистической заработной платы по стране? Будет ли депозит молодого учителя выдаваться в момент его трудоустройства на основании гарантийного договора, чтобы обеспечить истинную и эффективную мотивацию для привлечения молодых учителей в школы? Хочется представителям НПО знать, какова сумма расходов на повышение квалификации учителей и на программы инновационного обучения и инклюзивного образования. Как известно, ранее это бремя брали на себя международные доноры, но теперь деньги по данным направлениям закончились, и государство должно выполнять свои обязательства самостоятельно. Интересует даже вопрос эффективности и целесообразности выделения средств на питание школьников младших классов.

И сектор соцзащиты, естественно, не остался без внимания граждан. В этой части бюджет также вызвал вопрос: на основании каких фактов его называют «социально ориентированным», ибо не видно роста расходов на социальную сферу? В связи с этим энпэошники резонно спрашивают: предусмотрены ли льготы для матерей-героинь; тех, кто ухаживает за лицами с ограниченными возможностями? Возможно ли предоставление статуса персонального пенсионера матерям-героиням? Будет ли компенсировано отсутствие поддержки матерей-героинь в период с 1993-го по 2010 год? Возможно ли предоставление пособия по уходу за ребенком всем матерям, исключая дискриминацию по принципу материального положения? Наличие телевизора и холодильника автоматически приравнивает такую семью к семьям с достатком и лишает их пособия на ребенка. И почему государство считает разумными столь мизерные суммы детских пособий (на чем, интересно, оно основывается в расчетах)? Непонятно и то, какие льготы предусмотрены для защиты пострадавших в июньских событиях, особенно получивших огнестрельные ранения (в то время как апрельские сподвижники власти получили сполна не только информацию, но и сами льготы)? Предусмотрены ли бюджетом пересмотр и уравнивание категорий лиц с ограниченными возможностями? Какие меры принимаются для соблюдения прав инвалидов-колясочников с общими заболеваниями? Как ни странно, при явной уязвимости эта огромная армия нуждающихся сегодня просто исключена из системы соцзащиты. Само собой разумеется, крайне волнует соответствие размера пенсий и прожиточного минимума: будут ли они наконец сопоставимы?

Прошлись активисты и по Министерству по делам молодежи: захотелось им узнать, предусмотрены ли расходы непосредственно на детей и молодежь и какова доля бюджета министерства, предназначенная для содержания аппарата.

Но самые принципиальные вопросы, безусловно, адресованы Министерству финансов: будут ли установлены фиксированные доли расходов министерств, работающих для социально незащищенных групп, в общих расходах бюджета (с тем, чтобы расходы, например, на здравоохранение и образование не сокращались на фоне увеличения расходов на содержание госаппарата)? Насколько зависит бюджет от стабильности правительства, и если структура последнего будет меняться, каким образом и как скоро это отразится на бюджете? Будут ли гражданское общество ставить в известность об изменениях в бюджете и на каком этапе процесса? Насторожили нашу общественность цифры, иллюстрирующие несообразные текущие расходы министерств и ведомств (например, 2 миллиарда 481 миллион 133 тысячи сомов - расходы Минфина и 0 - Департамент по защите детей)? И зачем Министерству финансов нужны расходы на приобретение продуктов питания (97 миллионов 347 тысяч сомов)?

- Мы в течение двух дней изучали с НПО цифры в проекте бюджета, сопоставляли, как конкретно они отражают интересы общества, - рассказывает Надежда Добрецова, председатель правления Института политики развития. Он инициировал мероприятия по созданию так называемого гражданского бюджета: когда представители разных социальных групп не только пытаются разобраться в круговерти цифр, но и повлиять на них, заставить чиновников учитывать и их интересы хотя бы потому, что именно люди платят налоги и имеют право знать, куда тратятся эти деньги. - Сначала даже хотели сформулировать в виде предложений, но это потребовало бы финансов, а значит, правительству и Минфину пришлось бы заново перекраивать весь бюджет - откуда-то отрезать, куда-то добавлять. Поэтому ограничились вопросами. Кстати, мы приглашали на нашу встречу и эксперта из Жогорку Кенеша. Оказалось, что наши подозрения и сомнения совпадают.

По словам Надежды Добрецовой, на грядущие бюджетные слушания, а точнее, на то, что большая часть озвученных вопросов найдет отражение в бюджете, особой надежды нет.

- В феврале-марте начнется формирование среднесрочного прогноза, и самое важное произойдет там. Поэтому надо, чтобы гражданский сектор участвовал в этих процессах как можно активнее, - пояснила она. - Особенно в отношении различных структурных реформ - это все вопросы раскрытия информации. У нас как: провели реформу, поменяли вывеску, где-то отделы расформировали, где-то агентство добавили. А что в это время происходит с бюджетом? Никто не знает, куда и как идут деньги. Никто этот процесс не контролирует. Минфин с правительством тут что хотят, то и делают.

Дальше активисты собираются встречаться с представителями министерств и совместно работать. Кроме того, они предлагают Жогорку Кенешу провести серию секторальных встреч с НПО - авторами данного обращения, причем еще до принятия окончательного решения по республиканскому бюджету на 2011 год, и ввести институт представительства гражданского сектора при Жогорку Кенеше. Последнее, кстати, принято в других странах, провозгласивших демократию: там предусмотрено участие граждан в законодательном процессе, в том числе в отношении республиканского бюджета.