МСУ и госуправление: где границы для развития местного сообщества?

11.04.2011 00:00
Мелис Тологонов, экс-глава Сайлыкского айыльного округа Чуйской области: Я в первый раз избирался прямыми выборами, во второй раз – косвенными, прошел два выбора и пришел к мнению, что народ должен сам выбирать своего главу.

Мелис Тологонов, экс-глава Сайлыкского айыльного округа Чуйской области: Я в первый раз избирался прямыми выборами, во второй раз – косвенными, прошел два выбора и пришел к мнению, что народ должен сам выбирать своего главу.

Глава должен быть ответственным перед свои местным сообществом, должен быть независимым от районной власти. И в данное время законопроект, который исходит от правительства, где представлять кандидата на главу айыльного округа будет аким, я считаю не совсем верным. 

Здесь выпало местное сообщество в лице айыльных кенешей. То есть, местные кенеши, оказывается, даже не имеют права дать представление на главу МСУ, то есть, этот вопрос решает только аким района, который пишет эти представления, отправляет губернатору, тот дальше отправляет его в НАМСУ и когда есть две подписи, отдают на рассмотрение местных кенешей. Если местные кенеши дважды не утвердят этого главу, спущенного сверху, то правительство должно распустить местный кенеш. Население снова изберет этих же депутатов, так как местность маленькая и все повторится сначала. Поэтому здесь надо дать самостоятельность местному сообществу, дать им больше власти, чтобы народ сам участвовал в процессе выборов, в жизни местного сообщества. В конституции четко прописано, что он исполняет свои обязанности под свою ответственность и на своей территории обеспечивает жизнедеятельность населения. В этом случае нужно больше развивать местное сообщество. Для кого работают главы местных самоуправлений? Они работают на благо местного населения, для людей. Он должен качественно предоставить все государственные услуги. Как сказали, правительство доходит до районного уровня и оттуда идет взаимосвязь между районом и местным сообществом. Сколько лет мы работаем, все эти делегированные права мы всегда исполняли бесплатно. Хотя они, как записаны в норме, должны обеспечиваться финансами, но до сих пор ни одно министерство не оплатило за те делегированные услуги, которые мы оказываем за них. В новом законопроекте, в разработке которого я тоже участвовал, уменьшили функции (с 25 до 15) и остальные оставили делегированными, чтобы подкрепить их финансами, и мы только тогда будем их выполнять. Получается, что мы очень много бумаг перекладываем и занимаемся отпиской в правительство и некоторые проблемы местного сообщества выпадают, из-за нехватки времени. 
Когда в 2007 году был двухуровневый бюджет, многие айыльные округа подняли себе планку, выполнили планы по сбору налогов. И когда на уровне районов не осталось денег акиму, они вынуждены были просить их у Министерства финансов, чтобы их дотировали, просили у айыльных округов, которые помогали им. Потом все урезали, и сейчас на местном уровне осталось два вида налогов: сельхозналог и транспортный налог. Налог на недвижимость в сельской местности не работает, так как нет у нас больших особняков, которые обкладывались бы налогами, поэтому айыльные округа сегодня находятся все время в денежном дефиците средств. Тот бюджет, который мы с населением обсуждаем, утверждаем, в конечном итоге нам не додают. И некоторые услуги мы не можем выполнить для населения. Те предприятия, которые работают на территории айыльного кенеша, отчисляют свои налоги в республиканский бюджет в виде акцизов, подоходного налога и так далее. И эти налоги, которые уходят в центральный бюджет, не стимулируют эти предприятия помогать местному сообществу, то есть, они, даже работая на этой территории, оторваны от населения. Остается только то, что собирают местные налоги и дотационным округам додает минфин. Это как говорят, эффект тающего бюджета: все расплывается и никто не знает, куда сколько ушло.