Олег Тарбинский: Деятельность МСУ должна быть прозрачна

02.06.2011 00:00
Своим мнением о роли МСУ в политической и экономической действительности Кыргызстана делится Олег Тарбинский.

Своим мнением о роли МСУ в политической и экономической действительности Кыргызстана делится Олег Тарбинский.

Этот человек знает о местном самоуправлении не понаслышке. Много времени Олег Тарбинский  посвятил исследованию  данного вопроса, а в последние годы, занимая в мэрии Бишкека ответственные посты,  вынужден был сам искать ответы на  него,  решать многочисленные проблемы, которыми  полна жизнь отдельно взятого мегаполиса, каким является наша столица. Сегодня место его службы – аппарат правительства.  

- Вы согласны  с тем, что базовые предпосылки  для развития человека в нашей стране формируются на уровне местного самоуправления?

- Да.

- Сегодня важно, чтобы МСУ  взяло на себя роль  миротворца. Там, где депутаты местных кенешей  и  исполнительные органы МСУ держат под постоянным контролем  возможные очаги конфликтов внутри сообщества (будь это межэтнические, земельные или любые другие аспекты), сохраняется спокойствие и стабильность.  Вспомним,  узгенские события десятилетней давности.

- Согласен. Но вопрос, замечу,  крайне сложный. В западных странах, где простроены схемы «элементов повседневной демократии», такой подход работает. Сессии представительных органов проводятся открыто, в больших залах. На них имеют право по желанию присутствовать все избиратели. Объявления о собраниях местных советов вывешиваются заранее в людных местах с подробным изложением повестки дня, времени заседания. Здания, в которых они проводится, так и называются CityHall, что означает «городской зал», могут вместить всех желающих.

Это делается для того, чтобы с деятельностью представительных органов местного самоуправления  могли ознакомиться граждане.  Работа местных властей должна быть открыта для населения и находиться под его контролем. В противном случае мы получим «карманные» местные кенеши и такие же «закрытые» органы, как многие другие, что имеем.

- Местное самоуправление может влиять на семейные традиции как в целях сохранения лучших из них, так и в целях развития, прогресса и поворота в сторону развития личности тех из них, что становятся препятствием для гармоничного развития личности в семье (роль женщины, право голоса детей, кража невест, расходы на празднества, др.).

- Особенно это характерно для кыргызского местного самоуправления. Такие этические нормы можно ввести в Устав местного сообщества, который сначала обсуждается на курултае, затем  принимается местным кенешем.  Эти Уставы  –  своего рода правила коллективного общежития на местном уровне, одобренные самими жителями.

- Некоторые думают, что МСУне оказывает должного влияния на создание условий для развития человека из-за того, что в его руководящих органах мало представительниц слабого пола.

-  А вот с таким утверждением не могу согласиться. Половозрастной состав и профессионализм – это разно понятийные категории. Гендер мало влияет на эффективность управления. Коллектив может быть и чисто «женским» и чисто «мужским», таким, каким он сложился на практике. При этом команда может работать так же слаженно, как и при смешанном составе.

- Местное самоуправление может влиять на местную экономику не столько  созданием каких-либо особых условий для бизнеса, сколько  реализацией поддерживающих программ? Например, фестивалей, обучения, информирования и т.д.

- Вполне.

- А нужно ли вообще Кыргызстану местное самоуправление,  если оно за двадцать лет не смогло стать полноценным? Вот такие крамольные мысли иногда возникают.

- Нам, с одной стороны, нужно укреплять вертикаль управления, с другой - права местных сообществ на самоуправление (подчеркиваю, именно местных сообществ, а не только органов местного самоуправления). Полное уничтожение вертикали управления может разрушить страну. В демократических децентрализованных государствах  контроль за деятельностью органов местного самоуправления по большей части переходит к местным сообществам, осуществляющим его на принципах «повседневной демократии». В Кыргызстане, находящемся  на переходной фазе, это дело будущего.

В этом отличие стран с устоявшейся демократией (страны Европейской хартии) от стран переходного демократического периода (Декларация основных принципов МСУ для стран СНГ). Эти два документа различаются концептуально, в них имеется различие между органами местного самоуправления и местного сообщества. В Европейской хартии эти понятия «слиты», так как эволюционно органы местного самоуправления – это и есть выразители воли народа; в странах переходной демократии между органами местного самоуправления и местными сообществами пока сохраняется дистанция.

- Можно подумать, что лидеры, пробившиеся к власти, боятся потерять свое влияние,  они все вопросы хотят решать из центра, словно на местах сидят одни дураки.

- Речь идёт о чем?  Действительно, на уровне руководства страны декларируются принципы местного самоуправления, но мы имеем прямых противников децентрализации в лице министерств и ведомств, стремящихся сохранить за собой как можно больше контрольно-надзорных функций, функций регулирования и т.д. Это объективный процесс «притирки» к новым условиям. К примеру, отраслевые законы сводят на нет полномочия МСУ, обозначенные в Законе «О местном самоуправлении и местной государственной администрации».

- Как вы думаете, если передавать власть МСУ, это нужно делать революционным путем или постепенно, шаг за шагом?

- Уверен, это должно происходить эволюционно.

-  Многие считают, что барьером для децентрализации и развития местного самоуправления  является ступор административно-территориальной реформы. А каково ваше мнение?

-  Не всегда это связано. Например, в Германии существует пять уровней управления: федеральный, земельный, окружной, районный, муниципальный. И никто не скажет, что в этой стране неэффективное управление. То же самое и во Франции. А если учесть, что Германия входит в еврозону, то там есть ещё такие территории, как унифицированные  евроокруга. Если не научимся «работать» с четырьмя существующими уровнями, то где гарантия, что будем эффективно работать с тремя?

- Партийное строительство на местах представляется быстрее и легче достижимым через районные кенеши, нежели  айыльные или городские парламенты.  Не помешает ли это нам?

-  Стоит попробовать в пилотных территориях. Партийное строительство в Кыргызстане не завершено,  существующие в настоящее время партии ещё не сформировались как институты и построены под личность.

- Какие эмоции вызывает у вас упоминание о местном самоуправлении,  исследованию которого вы уделили  немало времени?

-  Оптимизм.

-  А  какими достоинства должны быть присущи МСУ 2020 года?

- Развитие элементов «повседневной демократии» на местах, качественные и доступные муниципальные услуги, открытые сессии местных кенешей, разграничение полномочий между уровнями управления, укрупнение муниципалитетов с точки зрения финансово-экономической самодостаточности.

-  Пойдем дальше. Назовите пять качеств, которые должны характеризовать местное самоуправление 2030 года.

-  Это, пожалуй,  качественные и доступные муниципальные услуги, отсутствие внутренней миграции на территориях местных сообществ, доверие местных сообществ органам местного самоуправления, самодостаточные муниципалитеты, чёткое разграничение компетенции между уровнями управления.