БуМЭРанг

06.06.2011 00:00
В преддверии президентских выборов пора определиться, что делать с местным самоуправлением. Сигналы с низов настораживают.

В преддверии президентских выборов пора определиться, что делать с местным самоуправлением. Сигналы с низов настораживают.

С органами местного самоуправления республики творится что–то неладное. То в одном регионе, то в другом возникают трения между мэрами и главами айыл окмоту, с одной стороны, и депутатами городских и сельских кенешей — с другой.
В Токмаке народоизбранники дружно потребовали незамедлительной отставки и. о. градоначальника Нуржана Абдымажитова. Ставленник нынешней власти, получивший мэрское кресло после трагических апрельских событий, не справляется. По крайней мере, так заявляют депутаты. Их–то, в отличие от назначенца мэра, в свое время избирал народ. За них проголосовали. А это значит — доверили решать общегородские вопросы. Они и пытаются этим заниматься. Да не находят понимания в лице исполнительной ветви власти, сетует председатель горкенеша Мырза Джаманбаев.
Аналогичные недоразумения то и дело проявляются в Кочкор–Ате. И там группа депутатов, опираясь на общественность, пытается выдвинуть свои условия. А если с их мнением не согласятся, то намерены добровольно сложить с себя полномочия.
В Балыкчы пошли еще дальше. Конфликт, разгоревшийся между и. о. мэра и горкенешем, завершился коллективным протестом и самороспуском местного парламента. И в данный момент там управленческие структуры представлены в усеченном варианте: городской голова заправляет единолично, поскольку противовес, в роли которого еще недавно выступал депутатский корпус, отсутствует.
В Токмаке, Кочкор–Ате и Балыкчы эмоции выплеснулись наружу и поэтому стали достоянием гласности. Ситуация близка к этому и во многих других населенных пунктах, где также зреет недовольство народных масс. И все потому, что мэры и главы айыл окмоту даже не считают нужным для себя найти общий язык с депутатами и руководителями кенешей. И уж тем более речь не идет о согласовании позиций, о каких–то разумных уступках, естественных и неизбежных, если те и другие стараются, сообразуясь с законами, сделать как можно больше для родного города или села.
Назначенцы полагают, что они и есть тут самые главные, а все остальные должны их беспрекословно слушаться и выполнять команды. Еще бы! Ведь их поддерживают “свои” люди в президентском аппарате, в правительстве, Жогорку Кенеше. Годится и областной или министерский уровень, если высшую должность в них занимает достаточно влиятельный чиновник. Так, в кулуарах Токмакского горкенеша упорно ходят слухи, будто их вице–мэра прикрывает нынешний гендиректор ОАО “Кыргызгаз”.
То, что почти все “иошки” на посту мэров и глав айыл окмоту имеют высоких покровителей в высших эшелонах власти, сомнений не вызывает. Удивляет другое. Почему же власть имущие, расставив на всех значимых постах преданных им людей, до сих пор не потрудились узаконить их права, тем самым усилить вес в местном сообществе?
Более чем странно ведут себя и парламентарии. Казалось бы, они просто по долгу службы обязаны заступиться за своих коллег на низовом уровне. Надо же каким–то образом продвигать демократию и народовластие. Однако же депутаты Жогорку Кенеша словно воды в рот набрали. Единственное, с чем успели разобраться, — разделить Закон “О местном самоуправлении и местной государственной администрации” на два отдельных. Это логично. Осталось довести начатое до ума, но...
Оба законопроекта обсуждены лишь в первом чтении. И вновь, как и в ходе его разработки, поступила масса замечаний и предложений. Сейчас все это вроде анализируется в комитете по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и местному самоуправлению. Следующий этап — второе слушание для того, чтобы утвердить поправки.
Когда окончательно поставят точку, прогнозировать никто не берется. Слишком трудно идет процесс. Что, собственно говоря, и предсказывали независимые эксперты из Института политики развития, других общественных организаций, которым близка эта тематика. Спор, по их словам, должен был разгореться вокруг того, чей конкретно диктат проявит себя с максимальной силой, кто перетянет канат на себя — правительство или правящие политические партии.
— Судя по результатам первого чтения законопроектов в парламенте, стало очевидным, что кабмин и партийцы между собой договорились, — рассуждают теперь некоторые независимые эксперты. — За правительством сохраняется прежнее влияние на местные кенеши. В обмен на это партиям предоставят возможность преспокойно заниматься в регионах собственным партийным строительством.
По сути, те и другие, чиновники и депутаты, станут дуть в одну дуду и всячески способствовать укреплению властной вертикали. А как же демократия? А она подождет до лучших времен. Ведь наши граждане, как любит утверждать политэлита, в правовом смысле совершенно безграмотные, не созрели еще до подлинного народовластия.
Второе чтение обоих законопроектов, по отзывам комитетчиков, состоится на этой неделе. Теперь, когда у правительства и Жогорку Кенеша принципиальных разногласий не существует, документы “прогонят” по инстанциям в ускоренном темпе. Ведь выборы президента на носу. А до этого нужно произвести необходимые кадровые перестановки, избавить нужных и преданных мэров от приставки и.о. И дать как гласные, так и негласные установки, как вести себя дальше. Хотя властные структуры, по Конституции, и не имеют права на использование административного ресурса в ходе подготовки и проведения выборной кампании, втихаря всегда найдется способ, как на нее повлиять.