Зоотбек Кыдыралиев: Нужно жить и смотреть вперед

17.05.2011 00:00
Столичному жителю кажется, что все самое важное происходит в центре. Здесь восседает правительство, находится резиденция президента, отсюда они управляют страной.
Зоотбек Кыдыралиев:  Нужно жить и смотреть вперед

Столичному жителю кажется, что все самое важное происходит в центре. Здесь восседает правительство,  находится резиденция президента, отсюда они управляют страной. 

Какие процессы происходят в регионах, с которых, как известно, начинается Родина? Как там работает местное самоуправление (МСУ), справляется ли оно со своими задачами?

Об этом своими размышлениями делится независимый эксперт, в прошлом экс-председатель Бишкекского горкенеша Зоотбек Кыдыралиев.

- Влияет ли сегодня МСУ на формирование человека и его мировоззрение?

- Конечно. Маленькие города,  поселки -  это места,  откуда берут начало наши корни. Я вот родом из села, где находится месторождение Андаш. Испокон веков люди жили дружно,  все экономические и социальные вопросы решали сообща. А сейчас дело доходит до драки, а все потому,  что полсела за разработку полезных ископаемых, остальные против. И трудно определить, кто из них больше прав.   

За последние два десятилетия произошли сильные изменения, и, считаю, в худшую сторону.  Приведу пример,  раньше, если кто-то ехал в общественном транспорте и лузгал семечки, ему обязательно сказали бы, чтобы не сорил. И человек воспринял  замечание с пониманием, как должное. Приезжие из сел,  старались поскорее влиться в ту систему отношений, которая сложилась среди горожан. Сейчас некоторые  откровенно бравируют своим бескультурьем и необразованностью,  игнорируют негласные правила поведения,  формировавшиеся годами в обществе: не сквернословь, не сори, уважай чужой труд, будь терпим к другому мнению.

- Может это такое проявление демократии,  как хочу,  так и хожу?

- С моей точки зрения, это элементарная невоспитанность. Я жил в маленьком горном селе, и если нам старший что-то говорил, никто не мог перечить, даже если он  был не прав. Это выработанная столетиями культура уважения.  И за какие-то 20 лет вековые устои утратили ценность. Одну из причин того, что произошло с нами, я вижу в  экономической политике, которая никак не согласовывается с тем фундаментом, который был у народа 50-100 лет назад.

В селе или городе местное самоуправление было объединяющей силой. А сегодня МСУ не очень экономически крепки, с другой стороны - зависимы от верховной власти.

   - Как вы считаете,  местная власть может служить фактором стабильности, когда в стране неспокойно, как сейчас?

- Многое зависит от лидерских качеств тех, кто встал над народом. Это в одинаковой степени справедливо как по отношению к руководителям страны, так и отдельно взятого айыл-окмоту.  Роль личности в истории человечества общеизвестно и нельзя ее игнорировать. В настоящее время я все реже встречаю таких людей, за  которыми мог бы пойти народ. В советское время подготовке будущих лидеров, командиров производства уделялось много внимания - это было одним из основных направлений управленческой жизни любого села или города. Человека  повышали в должности только в том случае, если у него не было никаких «черных пятен».

А что происходит сейчас? Недавно  при обсуждении вопроса о выборах мэра города один из участников предложил убрать такое требование к кандидату на ответственный пост градоначальника, как высшее образование. Оказалось, что он работает временно мэром города, не имея университетского диплома за плечами. В свое оправдание человек ссылался на Омурбека Текебаева, который якобы говорил, что некоторые руководители имеют два высших образования, а работают хуже, чем иные после десятилетки.  На мой взгляд, такой подход к подготовке кадров, неприемлем.

- В стране есть отдаленные горные села, регионы, где люди живут  изолированно от всех.  Какие задачи там решает местное самоуправление? Стремится ли оно вовлечь население в процессы, происходящие в Кыргызстане?

- Существует круг  вопросов, находящихся в компетенции МСУ. Они называются законами местного значения. Если проблема выходит за рамки них, на ее решение не будут выделены средства из местного бюджета. Допустим, организация телевещания и радиовещания в регионах. Этот по силу только органам республиканского уровня. К сожалению,  до сих пор есть отдаленные села, в которых нет ни радио, ни ТВ, ни тем более Интернета.  Я знаю одно село,  к которому до сих пор не проведено электричество. И это в двадцать первом веке!

О чем это говорит? Об  отношении власти к своему народу, к МСУ. Если насущные проблемы не решаются годами, то у людей возникает чувство оторванности, неполноценности. И оно их угнетает. Вы не сможете даже поговорить с ними о последних новостях, потому что у них нет радио. А это уже задача государства - дать образование и обеспечить доступ к информации. Однако местное самоуправление должно будировать, озвучивать чаяния людей, чтобы о них знали в центре и решали проблемы, а не доводили массы до крайности. Уверен, только безысходность толкает простых кыргызстанцев, которым терять больше нечего,   на митинги.

- Вы говорите, что мы утрачиваем традиции. Но о том, что их надо возрождать, популяризировать так много стали говорить после апрельских событий.

- Важно, чтобы слова и возможности совпадали, а когда нет материальной базы, то слова будут пустым звуком. Обратите внимание, последние 3-4 года бюджет МСУ не растет, у 459 айыл-окмоту и на 25 городов на все про все всего 14 миллиардов сомов. Не видно динамики роста, хотя бы с корректировкой на инфляцию. В этом году бюджет увеличили всего на 300 миллионов. Это и есть отношение государства к МСУ. А между тем местные органы должны решать массу  проблем, связанных с благоустройством, экономическим развитием регионов.

Денег не хватает, даже те средства, что выделены центром, приходится «выбивать». Сложившаяся система дачи взяток людей коробит, они не могут свыкнуться с такими вещами, но приходится. Один из заведующих финотдела рассказывал мне, каких унижений ему стоило получить выравнивающий грант. Региональные власти просят Минфин профинансировать, а ведомство в ответ: гоните 5 процентов. А где взять эти деньги?  Вот и вынужден глава айыл-окмоту с местного бюджета вытаскивать эти 5 процентов.

- А если он откажется давать на лапу?

- В таком случае в центре будут тянуть с финансированием или откажут, ссылаясь на нехватку средств.

Ленин  говорил, что экономика является продолжением политики. На самом деле, экономика - базис, фундамент развития человечества, в том числе и МСУ.  Я часто вспоминаю 2007 год, когда бюджет стал двухуровневым и местному самоуправлению дали  возможность самим собирать заработанные деньги и оставлять их у себя.  Многие регионы тогда воспрянули духом, стали строить далеко идущие планы.

Правда, вместе с передачей функций следовало научить людей правильно пользоваться свалившимся на них богатством и свободой. Чтобы деньги шли не в чей-то карман, а на решение общих проблем.

- А кто это обязан контролировать на местах?

- Должна быть культура и выработанные государством правила,  подкрепленные правовыми актами. В любом деле сначала  необходимо определить цели, обговорить механизм и подходы для их достижения. В законе об исполнении бюджетного права все хорошо изложено, но не прописаны механизмы осуществления контроля.

- Бытует мнение, что МСУ не создает условий для развития человека, так как руководителями обычно назначают мужчин?

- Я так не думаю. По-моему, лидерские качества не зависят от пола, они есть у человека либо их нет. В последнее время часто поднимаются вопросы гендерных отношений, в таких случаях я всегда шучу: гендер нужно производить по тендеру. Борьба за равноправие имеет свои плюсы и минусы. Требования к руководителю – мужчина это или женщина должны быть одинаковыми.

- Местное самоуправление способно влиять на экономическое  развитие?

-  Все зависит от той политики, которая складывается в нашей республике. Мы же не рассматриваем каждый орган МСУ отдельно, это часть общей системы, на которую тоже распространяются общие правила,  предусмотреные нормативно-правовыми актами, законами.Главное - предоставление самостоятельности в решении экономических вопросов. К сожалению, во многих случаях из-за недостатка денег в бюджете все они зависимы от вышестоящих органов и та политика, которая проводилась особенно в бакиевские времена, - централизация финансовых ресурсов - сказалась не только на состоянии сел и городов, но и на формировании самого стереотипа мышления руководителей.

Как-то мы ездили в Ош для обсуждения проекта закона о МСУ, и там возник спор относительно выбора глав местного самоуправления. Многие считали, что их должен избирать местный кенеш, а некоторые говорили, что аким-байке. Народ больше привык слушать власть, Кокандское ханство у них в крови. На юге, я думаю, преклонение перед властью сильнее, чем на севере. Аким, представляя собой власть района, сам предлагает кандидатуру глав МСУ, хотя по новому закону это является прерогативой местного самоуправления.

- Как вы думаете, сейчас политика способствует развитию  провинций?

- Пока нет!

- А сбор налогов?                                            

- Нет, конечно. Здесь как в семье: если у тебя есть возможность самому прокормить семью и увеличивать доходы, тогда появляется уверенность в завтрашнем дне.

- Сейчас многие отмечают централизацию власти, может это из-за страха усиления МСУ?

- Вы правы.  В1995 г. начало развиваться местное самоуправление, была разработана нацпрограмма, закон,  однако в последние годы пошел откат. Одна из причин тому - рост коррупции в экономике, семейно-клановое управление страной.  Вы, наверное,  в курсе, что губернаторы несли конверты наверх, каждая должность что-то стоила. Это дало импульс к централизации власти, финансовых ресурсов. И в дальнейшем эту тенденцию развил Бакиев, помните, почти половину бюджета республики решил отдать сыну.  Люди смотрели в рот президенту и его отпрыску, особенно руководители. Так мы пришли практически к развалу системы МСУ. И ее теперь снова необходимо возрождать.

-  Но, может быть,  отказаться от этого института? Все равно все решает центр.

- Невозможно руководить республикой с Бишкека. В Европе тоже одно время думали, что могут жить без МСУ, но потом поняли, что это невозможно. Я был несколько раз в Соединенных Штатах. Так, там каждый город по-своему строит свою жизнь. В каждом штате свои законы. Люди делают так, как им удобно. И это разумно.

- Некоторые считают, что в решении вопросов местного самоуправления пошел откат назад. Долго шли к двухуровневому бюджету,  однако он не прижился у нас. Некоторые эксперты считают, что ослабла законодательная база…

- Половинчатые решения имеют место. Много зависит от политической воли руководителя страны: хотят нынешние власти видеть село как обособленный субъект правления государства или нет или хотят, сидя из центра, все решать. Если ты руководитель и тебе верят, одним из компонентов управления является доверие вышестоящего органа. Если нет доверия, то невозможно работать эффективно. Это как в семье. Если ты веришь своему сыну, и постоянно даешь ему деньги для развития бизнеса,  то он  становится зависимым человеком. Ожидать от него инициативы в таком случае не приходится. Контролировать, конечно, надо, но не стоит ограничивать самостоятельность.

- Что необходимо изменить, чтобы МСУ уверенно смотрело вперед и было самодостаточным?

- В парламенте нет согласия, единой цели и единого направления для улучшения  политической  обстановки. То же самое и в экономике: передряги, недоверие  руководителей в отношении друг друга рождают недоверие населения к ним,  а это не дает двигаться нам дальше  и решать важные вопросы. Пора предпринимать  решительные действия, думаю,  смена тех же карт в колоде ничего не даст, потому что все взаимосвязано. У  власти оказались все те же лица, что были и при Бакиеве.  Многие  люди считают, что с приходом временной власти ничего не изменилось.

Недавно руководитель налогового ведомства сообщил, что увеличились налоговые поступления на 8 процентов или на 600 миллионов сомов. С одной стороны,  это хорошо, с другой – власти обещали увеличить доходную часть бюджета на 30 процентов. Значит,  будет  определенное давление на бизнес.

- Значит,  все-таки дело не в нормативной базе МСУ?

- Ну конечно.  Причина в самом исполнении закона.

- Является  ли неопределенность ступором для развития местного самоуправления?

- Безусловно. Сегодня нет уверенности в завтрашнем дне. Каждый думает,  как прокормить семью,  беспокоится, чтобы события 7 апреля прошлого года не повторились.

Поэтому если даже местные кенеши будут формироваться по партийным спискам (может это и нужно сделать), необходима единая программа дальнейшего развития страны и регионов.

- Какие эмоции у вас  возникают при упоминании МСУ?

-  Несмотря ни на что оптимистичное настроение. Нужно жить и смотреть вперед.