Квартал под присмотром

01.07.2011 00:00
Недовольство региональными управленцами стало едва ли не главным символом нынешней власти.

Недовольство региональными управленцами стало едва ли не главным символом нынешней власти.

В столице, учитывая ее особый статус, не стали ждать, когда примут новые законы об органах местного самоуправления и назначат выборы руководителей, а решили вопрос с мэром в оперативном порядке. Однако от этого проблем на бытовом уровне не стало меньше. И недовольные бишкекчане по–прежнему норовят пробиться на прием к градоначальникам, поскольку не получают реальной помощи от муниципальных территориальных управ. МТУ многими воспринимается как совершенно ненужная ступенька власти, которая только плодит армию чиновников. Справляются ли МТУ с отведенной им ролью, хватает ли полномочий, надо ли их укреплять или, наоборот, проще упразднить? Поделиться мнением на сей счет за круглым столом в “ВБ” пришли первый заместитель главы Ленинской райадминистрации Канат ЭШАТОВ, председатель Бишкекского горкенеша Марат АМАНКУЛОВ, депутат горкенеша и руководитель МТУ–21 в Свердловском районе Нурлан АСАНБЕКОВ, управляющая МТУ–9 в Октябрьском районе Ирина ПИВОВАРОВА, депутат горкенеша, юрист Толкунбек ИСАКОВ, председатель ТСЖ “Парусник” Светлана АНТРОПОВА и ответсекретарь Совета ветеранов Октябрьского района Валентина ВЕТРОВА.
Самоуправление не самоуправство
“ВБ”: — На недавней сессии горкенеша депутаты утвердили типовое положение о муниципальном территориальном управлении, обозначив его задачи и функции. Пока этого документа не было, управы находились в подвешенном состоянии. Ведь в действующем законодательстве об органах МСУ нет даже упоминания. Ходили слухи, что МТУ расформируют, дескать, эта структура власти себя не оправдывает. Как теперь?
ИСАКОВ: — Действительно, в мае этого года горкенеш принял ряд важных документов, которые определили юридический статус МТУ, а заодно и домовых, квартальных комитетов, которые работают под их началом. Отныне управляющие стали чувствовать себя гораздо увереннее. Надеюсь, что и отдача будет гораздо весомее.
“ВБ”: — Нурлан Дуйшеналиевич, вот раньше вы были председателем ТОС — совета территориального общественного самоуправления, а ныне — руководитель МТУ. Чем отличаются нынешние обязанности от тогдашних?
АСАНБЕКОВ: — Раньше у меня был ТОС в одном жилмассиве “Бакай–Ата”. А сейчас под началом МТУ шесть жилмассивов. Работы даже чисто на физическом уровне прибавилось. Ответственность вообще неизмеримо возросла.
    ТОС — общественная организация, следовательно, не была столь уж ответственной за свои действия. А МТУ — исполнительная власть. Создавались они для оперативного решения вопросов на местах, чтобы люди не выстраивались в очереди в акимитах и мэрии. Например, сосед с соседом что–то не поделили, кто–то засыпал кому–то арык или передвинул на метр–другой забор. Как управляющий МТУ, я могу самостоятельно решить гораздо больше, чем раньше на общественной должности. Конечно, я не в силах установить новый трансформатор, но зато могу организовать его ремонт, вызвать соответствующую службу.
“ВБ”: — Успеваете рулить сразу шестью жилмассивами?
АСАНБЕКОВ: — В моем распоряжении 14 квартальных и 9 сотрудников МТУ. Каждый из них отвечает за вверенную территорию. Они отчитываются передо мной, а я в свою очередь перед акимиатом.
АНТРОПОВА: — Не знаю, как в других МТУ контактируют с населением, но у нас отношения не складываются. Согласно закону, товарищество собственников жилья взаимодействует с органами МСУ только на договорной основе. Местные органы власти оказывают ТСЖ по возможности организационно–техническую и материальную поддержку. Замечу, поддерживают, а не строят и не командуют. А в договоре, который нам пытается навязать руководство нашего МТУ–11, написали, что они контролируют деятельность ТСЖ и ЖСК. Хотя никаких денежных отношений с ними у нас нет. Так что вроде и проверять нечего. Из–за этого возникают конфликты. Например, когда жителей нашего дома вдруг заставляют выходить на субботники и убирать мусор, скажем, за пару кварталов от наших домов. Мы против подобных указаний.
АМАНКУЛОВ: — Специфика работы МТУ в центральных районах и новостройках, конечно же, различается. Я сам являюсь депутатом от Гагаринского округа, в состав которого входит самая большая столичная новостройка “Арча–Бешик”. Должен сказать, что там МТУ себя полностью оправдывают. Без них я вообще не представляю, как бы обходились.
Население города стремительно растет. И если каждый раз при возникновении тех или иных бытовых проблем уповать на вмешательство властей, привлекать акимиат, то они просто не справятся. Новостройки необустроенны. Летом проблемы с питьевой водой, зимой — с электроэнергией. Первый удар на себя принимают, как правило, не акимиат и не депутаты, а МТУ.
ВЕТРОВА: — А я уверена, что вполне можно и без них обойтись. Когда существовали ТОСы, мы сами прекрасно справлялись со всеми жалобами. И не нужны были всякие там МТУ. У них никакого авторитета среди горожан нет. А у нас имелся огромный актив, и люди работали на совесть, не получая за это деньги. Был мираб, а сейчас даже непонятно, кто занимается ирригацией. Такой человек наверняка числится в штате, да толку маловато.
АМАНКУЛОВ: — Но ТОСы никто не упразднял, что вам мешает работать и сейчас?
ВЕТРОВА: — Наш Центральный ТОС в Октябрьском районе был одним из лучших. Когда стали создаваться МТУ, к нам пришли и попросили освободить помещение. Хотя мы сами его отремонтировали. Починили теплосети, кровлю. Мебель нам предоставил “Учкун”, телевизор — депутат, компьютер выиграли по гранту, поэтому их мы забрали. А караоке оставили, чтобы сотрудники МТУ проводили массовые праздники. Но они этого не делают. Я вообще не знаю, чем они там реально занимаются.
АСАНБЕКОВ: — Про домкомов, квартальных, ТОСы говорится в законе о местном самоуправлении. Но ТОСы самоликвидировались после того, как муниципалитет забрал у них делегированные полномочия. Они остались, по сути, у разбитого корыта. Правда, в некоторых частях города ТОСы все же сохранились, как, например, в жилмассиве “Бакай–Ата”. Они по–прежнему работают с различными общественными организациями, иногда получают денежные гранты и выполняют какую–то работу. Все, на мой взгляд, зависит от предприимчивости лидеров, их стремления быть полезными.
ВЕТРОВА: — Не забывайте, что председателей домовых и квартальных комитетов и ТОСов тоже мы выбирали сами. А глав МТУ — чиновников — назначают сверху. В нашем МТУ–7 за последние пару лет сменилось два начальника. Думаю, это о многом говорит.
АСАНБЕКОВ: — Ничего не поделаешь, случаются ошибки в подборе кадров. Глава МТУ — назначаемая должность в системе исполнительной власти. И совсем другое — выборные общественные организации. Хотя и там не всегда все безупречно.
ИСАКОВ: — Изначально цель создания МТУ была верной. Но нельзя было, как рассказывают, выгонять из помещений общественников. Они оказались на улице и, не имея к тому же источников финансирования, были вынуждены самораспуститься. Этого нельзя было допустить хотя бы потому, что в республике делается ставка на развитие народной инициативы, демократии. Далее в ходе реорганизации необходимо было свести к минимуму неудобства непосредственно для жителей. Не раз приходилось слышать о том, что эмтэушников чаще всего можно увидеть на собраниях–совещаниях, нежели встретить на участках.
АМАНКУЛОВ: — А еще горожане задаются вопросом: что нужнее — МТУ или акимиаты? Дескать, поскольку управы начали укреплять, так, может, последние нужно сократить? Высказывают предложения, что рациональнее в Бишкеке иметь не акимиаты, а префектуры, как в Москве. Акима у нас назначает президент, а вице–мэра — мэр. При этом аким, согласно управленческой вертикали, подчинен вице–мэру. Происходит нечто странное. Этот вопрос сейчас рассматривается в Жогорку Кенеше.
Я не вижу ничего плохого в том, что глава МТУ является лицом назначаемым. Все–таки ему делегируются важные полномочия. Естественно, это должно быть ответственное лицо, готовое нести как административную, так и уголовную ответственность. Иметь соответствующее образование. Хотя у нас, к сожалению, факт назначения сверху вовсе не означает, будто этот человек компетентен.
Грантодатели и грантоеды
ВЕТРОВА: — Хочу еще сказать, чем были хороши ТОСы. Когда возникали проблемы, на устранение которых требовались солидные средства, мы разрабатывали бизнес–план и получали материальную поддержку. Будучи председателем ТОСа, я выиграла 7 грантов. На эти деньги из городского бюджета мы дважды организовали чистку ЮБЧК от наносов грязи и мусора. А теперь канал снова засоряется. МТУ в этом плане вообще ничего не предпринимают.
АСАНБЕКОВ: — Минуточку, не надо обвинять. Дело в том, что муниципальным управам гранты не выдаются. Не положено.
ВЕТРОВА: — Хорошо, но они могут хотя бы посодействовать в их получении. Тем же домкомам, например.
АНТРОПОВА: — Наше ТСЖ выиграло три гранта, и тоже без участия МТУ. А вообще–то проблема не в управленцах, а гораздо шире. Среди большинства горожан царит иждивенчество, они сами не стремятся получать гранты. Если люди не хотят себе помочь, то не стоит и рассчитывать на помощь со стороны.
В наследство от ЖЭУ–ОсОО нам достался дом в аварийном состоянии. Мы сразу подали заявки на два гранта — ремонт кровли и подъездов. И оба выиграли. Не потому, что мы какие–то особенные, а потому, что жильцы выполнили условие — согласились внести 50 процентов софинансирования. Позже мы еще получили государственный грант на ремонт ирригационной системы.
АМАНКУЛОВ: — Правильно подмечено: чтобы получить грант, люди должны сами активизироваться — создать ТСЖ и собрать нужную сумму. Но не все готовы вложить свой пай. Вот и получается, что в бюджете деньги предусматриваются, но остаются невостребованными и не осваиваются. Так произошло в прошлом году.
Понятно, что среди жильцов могут быть пенсионеры или инвалиды, не имеющие лишних денег. И мы постарались это учесть. Впервые депутаты горкенеша настояли на том, чтобы специально предусмотрели средства на матпомощь. Нужно лишь представить документы, подтверждающие финансовую несостоятельность. Причем процент неимущих людей в одной отдельно взятой многоэтажке не оговорен. Государство заплатит за всех. Не все об этой новости знают. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы через “Вечерку” донести нужную населению информацию. Для получения грантов сегодня не существует никаких барьеров.
Чтобы капитально модернизировать лифт, прежде надо создать ТСЖ — это будет юридическое лицо, на баланс которого средства обязательно и поступят. Если у лифта не будет хозяина, то в случае очередной поломки никто больше не даст денег на починку. Сейчас не то время, когда все предоставлялось бесплатно.
“ВБ”: — Вот только не все это понимают, к сожалению. Впрочем, как и не все ладно во взаимоотношениях между райадминистрациями и МТУ. Противостояние чувствуется.
ЭШАТОВ: — Неправда. У нашего райакимиата ни конфликтов, ни разногласий с МТУ нет. МТУ — первичная ячейка местного самоуправления, наш главный помощник.

Другое дело, что на территории управ множество нерешенных вопросов, которые вызывают недовольство местного населения. Например, образованный в 2005 году жилмассив “Ак–Ордо” до сих пор лишь на треть обеспечен питьевой водой. В летний период она пропадает вообще. На сегодня там освоено более 2700 участков. То есть как минимум столько семей там проживает. Зимой возникали проблемы с электричеством. Этот вопрос рассматривался на коллегии района, поднимался на уровне “Северэлектро” и мэрии. Позже мы обращались к губернатору Чуйской области, потому как причиной перебоев стало несанкционированное подключение жителей Сокулукского района. Из–за перегрузок выходили из строя трансформаторные подстанции, и в результате пострадали и новозастройщики, и сельские жители. Удалось изыскать дополнительные средства для установки трех новых трансформаторов. Надо находить общий язык, не нагнетать напряженность.
АНТРОПОВА: — И рады бы, да не получается. Мы не пытаемся противостоять МТУ. Просто зачастую не понимаем друг друга. Я, как председатель ТСЖ, иной раз не понимаю их функций, а управленцы не хотят слушать меня.
Наше ТСЖ существует уже четыре года. За все время МТУ нам никакой помощи не оказывало. Живем и работаем сами по себе. Хотя неверно будет утверждать, что нас вообще никто не поддерживает. Акимиат и депутаты выделяют помощь, когда у них появляется такая возможность.
Сказать по правде, в МТУ не нуждаемся. До настоящего времени там только пытались взвалить на нас дополнительные заботы, заставляют за что–нибудь перед ними отчитываться. Мы без всяких посредников, напрямую сотрудничаем с Теплосетями, Водоканалом, “Тазалыком”. Если происходят изменения касательно численности жильцов в доме, относим списки во все службы. МТУ требует их с нас чуть ли не каждый месяц, а зачем, спрашивается?
Справки раздора
“ВБ”: — Есть мнение, что если бы не было заморочек с выдачей справок, возможно, не было бы необходимости городить огород с образованием муниципальных территориальных управ. Они детище господина Усенова. Но проблемы со справками никуда не делись. Разве не так?
АНТРОПОВА: — Я абсолютно согласна. И в самом деле с выдачей справок с места жительства, о составе семьи немало проблем. Сейчас этим занимаются управы. Причем наше МТУ выдает справки в том числе и жильцам нашего дома. Мы спрашиваем, на основании какого документа? Ведь только у нас, в ТСЖ, имеются в наличии учетно–регистрационные карточки На моей памяти два случая, когда сотрудники МТУ, минуя ТСЖ, выписывали справки на обмен паспорта и указывали в них совершенно посторонних людей. А начнешь требовать объяснений, обижаются.
ПИВОВАРОВА: — В нашем МТУ–9 все обстоит гораздо проще. Мы заключили договоры с ТСЖ о том, что делегируем им полномочия по выдаче справок населению. Понятно, что у ТСЖ гораздо больше возможностей вести учет своих жителей. В последнее время приходится много выписывать справок в связи с выездом людей на ПМЖ в другие страны. Чтобы не нервировать их и не создавать трудности для себя, мы заранее, еще в начале года отправили в паспортный стол письмо с образцами печатей и подписей председателей ТСЖ. Благодаря таким ориентировкам потом спокойно заверяют справки, которые требуются для обмена паспортов. А вот так c называемыми бесхозными домами и теми, на жителей которых регистрационные карточки хранятся в ОсОО и частично находятся у тех на руках, мы занимаемся сами.
ВЕТРОВА: — Справки для ЖЭУ–ОсОО — это возможность влиять на обитателей многоэтажек, собирать с них деньги за так называемое техническое обслуживание дома...
ЭШАТОВ: — ...а по сути за услуги, которые не оказывают. Жильцы многоквартирных домов вполне обоснованно не хотят платить ОсОО. Оно обязано производить текущий ремонт крыш, лестничных площадок, чердаков, подвалов, но этим не занимается. Что, однако же, не мешает выставлять жильцам счета на огромные суммы с требованием рассчитаться, а иначе не выпишут справку.
АМАНКУЛОВ: — В горкенеш частенько жалуются на ЖЭУ–ОсОО, которые, мол, ничего не делают. Спрашивается, а зачем в таком случае платят? Лучше бы создали ТСЖ и самостоятельно налаживали собственный быт, аккумулировали деньги на своем расчетном счете. Сейчас ведь частных фирм, жаждущих сделать ремонт, полным–полно. Нет необходимости быть привязанным к какой–то конкретно жилконторе.
“ВБ”: — Беда в том, что таких компетентных и энергичных лидеров, как Светлана, на весь город, пожалуй, не наберется и десятка. А есть многоэтажки, в которых практически живут одни пенсионеры. Никто не хочет взваливать на себя обязательства.
АМАНКУЛОВ: — Согласен. Быть лидером непросто.
АНТРОПОВА: — Позвольте мне продолжить мысль моей коллеги Ирины. Когда мы организовали ТСЖ, то не представили в МТУ образцы наших подписей и печатей, а сразу же отнесли их в паспортный стол РУВД, а также в центр жилищных субсидий, управление соцзащиты. Я убеждена и настаиваю на том, что ТСЖ, будучи самостоятельным юридическим лицом, имеет полное право без участия МТУ подтверждать данные о своих жителях.
На этой почве у нас вышел конфликт с МТУ и теперь уже бывшим акимом Октябрьского района Союзбеком Салиевым. В конце 2009 года они развесили на стендах объявления о том, будто справки из ТСЖ, ЖСК и ЖЭУ–ОсОО не принимаются. Мы обратились к Салиеву с вопросом, на каком основании наши печати признаны недействительными? На что получили следующий ответ: поскольку не являемся регистрационным органом, значит, не имеем права заниматься регистрацией. Я пыталась объяснить, что регистрацией мы и не занимаемся, а только даем подтверждение, что человек действительно прописан и проживает по указанному адресу.
ВЕТРОВА: — ТСЖ — самостоятельное юридическое лицо. Есть своя печать. Не пойму, какие претензии предъявляет МТУ?
АНТРОПОВА: — Об этом и речь! Управа тут вообще ни при чем.
ЭШАТОВ: — Скажите, а как у вас оказались учетно–регистрационные карточки?
АНТРОПОВА: — Нам их официально передало ЖЭУ–ОсОО вместе с другими документами на наш дом. Я сразу предупредила жильцов, что карточки принадлежат им, и они их могут забрать. Но многие решили оставить их на хранение в сейфе товарищества.
ЭШАТОВ: — Все правильно. Собственники жилья организовали ТСЖ, сами хозяйствуют и отвечают за содержание общего имущества. Проблемы создаются не у вас, а в ЖЭУ–ОсОО. Они удерживают у себя учетно–регистрационные карточки, чтобы ими манипулировать.
“ВБ”: — Споры об этих учетных карточках не стихают. Но государственные органы в лице РУВД отнюдь не горят желанием взять их к себе.
ЭШАТОВ: — Зато на это согласны МТУ. Другое дело, что жилконторы их не отдают.
ВЕТРОВА: — Давайте обратимся к истории. В свое время, когда еще существовали ТОСы, у председателей были печати. Их ставили на любую справку с подписью домкома или квартального. Причем бесплатно. В Октябрьской райадминистрации поступили хитро, забрав у квартальных удостоверения и печати. Хорошо, если есть ТСЖ и оно может поставить печать. В противном случае человек вынужден бежать в МТУ, а там сидит мадам, которая сколько захочет, столько и возьмет с вас за справку. Об этом никто не узнает, пока кто–нибудь из строптивых не поднимет шум. Я за то, чтобы вернуть печати квартальным комитетам.
“ВБ”: — Вопрос к руководителям МТУ и ТСЖ: сколько берете с граждан за справки?
ПИВОВАРОВА: — Нисколько.
АНТРОПОВА: — И наши тоже бесплатные.
АСАНБЕКОВ: — Не исключаю того, что, может, где–то и злоупотребляют. Нечистоплотные люди находятся везде. Как говорится, даже пальцы на руке, и те разные. Через территориальные депутатские группы мы стараемся всеми возможными путями проинформировать население о том, что справки обязаны выдавать бесплатно. Говорим об этом на встречах, развешиваем объявления. Кстати, сейчас разрабатывается калькуляция стоимости платных услуг. После этого на сессии горкенеша утвердим, и деньги будут поступать на спецсчета.
Разделяй и властвуй
ПИВОВАРОВА: — Городу МТУ нужны не меньше, чем новостройкам. Обратился к нам житель, мы сразу смотрим по ситуации, чем можем помочь. Связываемся с коммунальными службами. Если конфликт возник между соседями, к примеру, квартиру затопили сверху, то привлекаем суд аксакалов, женсовет, общественность микрорайона. Аналогично проводится работа с трудными подростками, неблагополучными семьями. Если не будет МТУ, все эти дела хлынут в райадминистрацию. Правда, еще остались люди, которые по старой привычке бегут в мэрию, минуя нас. Но мы все равно занимаемся их проблемами, потому что с такими мелочами мэрии некогда разбираться.
АНТРОПОВА: — Может, МТУ и нужны, но должны быть четко распределены обязанности. У ТСЖ и ЖСК, домовых и квартальных комитетов свои заботы, а у управы — свои. Если каждый будет четко придерживаться своего фронта работ, то никаких претензий не будет. Но не надо превышать служебные полномочия и ставить в зависимость.
На мой взгляд, МТУ обязаны отвечать за уличное освещение, ирригацию, чистоту во дворах и на улицах. Это их святой долг. А звонить к нам в ТСЖ и требовать отчета о том, застеклены ли в подъездах на зиму окна, это, простите, маразм. Зачем управленцы этим интересуются, если помогать все равно не будут?! Цену себе набивают, только и всего. Как председатель ТСЖ, я отчитываюсь конкретно перед общим собранием жителей.
АСАНБЕКОВ: — Полагаю, что подобные глупости исходят из акимиатов. Там ведь тоже есть некомпетентные люди. Они дают нам поручение сообщить, сколько домов подготовлено к отопительному сезону, и наши сотрудники вынуждены докладывать. Необходимо раз и навсегда уяснить, что любые взаимоотношения между исполнительной властью и другими организациями строятся на договорной основе.
АНТРОПОВА: — А вы почитайте наш договор, навязываемый нам МТУ–11. Не пересчитать, сколько в нем неувязок. Попросила вычеркнуть отдельные пункты договора, так глава МТУ обиделась и не согласилась.
“ВБ”: — А не лучше ли принять один типовой договор, чтобы документ был одинаково полезен всем управам?
ИСАКОВ: — Считаю, что это будет не совсем правильно. Ведь условия работы МТУ, а их в столице 22, различаются. Неодинаковые территории охвата, численность населения, наличие объектов и прочее. Поэтому и перечень прав и обязанностей нужен каждому свой. Просто все должно быть в рамках действующего законодательства.
Светлана, вы говорите, что вас не устраивает договор, предлагаемый МТУ. Но договор, как известно, документ добровольный, он должен быть составлен с учетом интересов обеих сторон. Поэтому вы вправе его обжаловать. На то есть мэрия, акимиат, горкенеш.
АНТРОПОВА: — Мы пытались обжаловать, но в администрациях встали на сторону МТУ. Я не стала подписывать договор. В отместку глава МТУ лично наказала меня денежными вычетами. Спрашивается, на каком основании?
ИСАКОВ: — Это является превышением полномочий.
АНТРОПОВА: — Можно было бы махнуть на все это рукой, но бывают ситуации, когда приходится идти на поклон в управу. Когда всем организациям бесплатно выделялась рассада цветов, нам ее из принципа не хотели давать. Управляющая попросту не включила наше ТСЖ в список. Но мир не без добрых людей. Мы все–таки добились своего и получили сто кустов петуний. Вот вам лишнее подтверждение того, что и без МТУ можно обойтись.
АСАНБЕКОВ: — Молодцы! Надо понять, что не вы нуждаетесь в МТУ, а МТУ нуждается в вас. Без вас они не смогут выполнять свои функции: составить списки малоимущих, избирателей.
ИСАКОВ: — ТСЖ — добровольное объединение жильцов многоэтажки. Сегодня сверху поступило указание райадминистрациям, чтобы они за короткое время сформировали нужное количество ТСЖ. Но это неправомерно. ТСЖ заставляют создавать для того, чтобы местные власти сняли с себя ответственность за техническое обслуживание домов, дворовых территорий, организацию детских площадок.
“ВБ”: — Рано или поздно, но бишкекчанам придется взять управление домами в свои руки. Иначе дома развалятся. Но тогда власти пускай реально помогут.
ЭШАТОВ: — А кто сказал, что мы не помогаем? Еще как помогаем.
АНТРОПОВА: — В этом году хоть “Тазалык” стал помогать спиливать сухие деревья. А раньше, бывало, не допросишься.
ЭШАТОВ: — Потому что “Тазалык” на этом зарабатывает. Появилась заинтересованность. Весной мы собрали по МТУ и кварталам информацию, где, в каком жилмассиве нужно произвести обрезку, убрать аварийные деревья и передали ее “Тазалыку”. По этому графику там и работают.
“ВБ”: — Сколько средств выделяется на содержание МТУ?
АМАНКУЛОВ: — На аппарат МТУ — почти 22 миллиона сомов в год. На квартальных, домкомов, мирабов еще около 46 миллионов. В целом из госказны ежегодно расходуется около 70 миллионов. При этом квартальные высказывают недовольство, требуют увеличить зарплату. На данный момент из–за финансовых трудностей этот вопрос не рассматривается.
ВЕТРОВА: — Они же собирают с жителей деньги за вывоз и утилизацию мусора. Плюс земельный налог. Определенный доход имеется.
АМАНКУЛОВ: — Так и есть, если квартальный заключил договор с тем же “Тазалыком”. Но не всегда соблюдается принцип открытости.
ВЕТРОВА: — У нас на этой почве возник скандал. Люди сдавали деньги квартальному, тот относил их в МТУ. А сотрудник управы, как выяснилось позже, по назначению средства не передавал.
ЭШАТОВ: — Раз виновен, то должен понести уголовную ответственность.
ВЕТРОВА: — А виновник уже уволился, ищи ветра в поле. Добиться справедливости сложно, особенно, если у виновного имеется родственник где–нибудь в милиции или прокуратуре.
Управа на управы
“ВБ”: — У некоторых муниципальных управ нет ни денег, ни помещения, ни оргтехники.
ПИВОВАРОВА: — Хотелось бы, чтобы мы располагали какими–то средствами. Могли, к примеру, заменить дырявый лоток в арычной системе. Надеемся, что антимонопольщики в скором времени утрясут прейскурант на справки. Будут у нас и спецсчет, и деньги.
АНТРОПОВА: — А нам не хватает полномочий, чтобы повлиять на коммунальные службы. Например, “Северэлектро” из года в год роет ямы возле электрических подстанций, чтобы починить кабель. О сроках работ заранее не предупреждают. Молча заезжают на территорию и также втихаря ее покидают. Хорошо, если бдительные жители сообщают о проделках энергетиков, и мы начинаем разбираться. Чтобы они восстановили разрушенный тротуар, приходится ждать несколько месяцев. Да еще и утверждают, будто при проведении вскрышных работ в смету не закладывают восстановление асфальтового покрытия. Безобразие просто. Вот бы тут МТУ нам посодействовало, так нет, не дождешься. Хочу обратиться к депутатам горкенеша: можно ли как–то этот вопрос отрегулировать?
ИСАКОВ: — Постараемся.
“ВБ”: После того как отменили институт наказов, некоторые столичные депутаты и носу не кажут на избирательные участки. Напрочь перестали интересоваться проблемами горожан.
АМАНКУЛОВ: — Если и есть такие народоизбранники, то их единицы. Будем принимать меры. Уже принимаем. Так, недавно по инициативе горкенеша начали проводить встречи населения с депутатами и представителями коммунальных служб, кураторов из мэрии. Что интересно, поднимаются как раз те самые проблемы, которые мы обсуждаем. Люди жалуются, что, когда нужно, до коммунальщиков не дозвониться. То же самое и до МТУ. Поэтому мы попросили начальников служб назвать мобильные телефоны, чтобы связь с ними была постоянной. Эффект от этих встреч хороший, поэтому они будут проводиться на постоянной основе.
“ВБ”: — А мы слышали, будто муниципальные чиновники не очень–то довольны вашей инициативой. Дескать, достаточно и того, что мэр и акимы время от времени организуют встречи с населением в микрорайонах и жилмассивах.
АМАНКУЛОВ: — Мэрия и горкенеш работают в одной упряжке. Чиновникам и депутатам нечего делить. А оттого, что народоизбранники станут чаще общаться с бишкекчанами, вреда нет. Польза — да.
Что касается бюджетов МТУ. Я за консолидацию бюджета. Ведь доказано, что чем меньше людей прикасается к деньгам, тем меньше их пропадает. Если будет куча мелких бюджетов, тогда не будет общей стратегии развития. Не будет финансовой возможности реализовывать масштабные общегородские проекты.
“ВБ”: — Давайте подведем итоги. Нужны столице МТУ или не нужны?
ЭШАТОВ: — Безусловно, нужны. Это первичное звено, наши помощники. Более половины столичных новостроек расположены на территории Ленинского района. Без МТУ райадминистрации с ними просто не справиться.
ИСАКОВ: — Власть в стране делится на государственную и муниципальную. Органы госвласти по закону не вправе вмешиваться в дела местного самоуправления, и наоборот. В случае с Бишкеком эта норма не соблюдается. Акимы стоят по статусу ниже мэров. Аким является представителем местной власти, а мэр — государственной. Из этих соображений рассматривается возможность введения в Бишкеке префектур, ликвидации акимиатов.
АСАНБЕКОВ: — Хочу напомнить, что изначально МТУ предназначались исключительно для жилмассивов. Я был одним из соавторов инициативы по созданию управ. Вместе с коллегами специально ездил в Москву, изучал, как там обстоят дела. Хотели по принципу тамошних префектур создать в Бишкеке четыре муниципальных округа на основе новостроек. Например, по сбору местных налогов, чтобы деньги оставались у них, а городскую власть разгрузить.
Это предложение выносилось на сессию горкенеша, когда председательствовала Нуржамал Байболова, но... Команде мэра Усенова наша идея приглянулась, попытались распространить ее на весь город. Получилось так, что руководителями МТУ автоматически стали председатели ТОСов. Хотя им недоставало образования и опыта. Многие не разбирались в законах и не умели вести документацию. О каком развитии могла идти речь? В райадминистрациях ситуация ненамного лучше. Неграмотные и некомпетентные люди постоянно все усложняют. Они чуть ли не лезут в дела каждой семьи. Какое им дело, застеклены ли на зиму окна, заготовлены ли дрова?
Сколько говорится о сокращении чиновничьего аппарата в мэрии и райадминистрациях и передаче власти на места, но продвижения нет. Вертикаль власти должна строиться и выглядеть как пирамида — сверху вниз. А сейчас все перевернуто с ног на голову. Грубо говоря, в мэрии сидят 90 человек, в райадминистрациях — по 60, а в МТУ — по 7 человек. Это же абсурд! У каждого акима по пять замов, включая руководителя аппарата, кроме того, еще пять заведующих отделами. Куда это годится?
ЭШАТОВ: — Но в акимиатах без дела никто не сидит. Приглашаю вас, придите и посмотрите на объем нашей работы.
ИСАКОВ: — Как бы то ни было, большинство вопросов по–прежнему решаются на уровне райадминистраций. Аким в любом случае перепоручает задания главе МТУ, с которого в итоге за все и спрашивает. Поэтому нужно в интеллектуальном и материальном плане усиливать МТУ, поднимать их на должный уровень. Тогда от них будет реальная польза и Бишкеку, и бишкекчанам.