З. Кыдыралиев: «В этих условиях принятие вышеуказанного проекта Закона только ухудшит и так плохое положение органов МСУ»

04.03.2019 16:15
З. Кыдыралиев: «В этих условиях принятие вышеуказанного проекта Закона только ухудшит и так плохое положение органов МСУ»

Заслуженный экономист Кыргызской Республики, экс-председатель Бишкекского городского Кенеша, председатель Ассоциации городов КР Зоотбек Кыдыралиев об инициативе включения здравоохранения в вопросы местного значения 

Проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», подготовленный депутатом Жогорку Кенеша Турусбековым Б., предусматривает внесение изменений в часть 1 статьи 18 Закона КР «О местном самоуправлении» дополнив ее вопросом местного значения под номером 23:

«23) обеспечение условий для реализации программ здравоохранения».

Изучив законопроект, считаю такое дополнение в основной закон по МСУ противоречит Конституции КР и действующим законодательным актам, регулирующим разграничение полномочий между государственными органами и органами МСУ.

  1. Нарушается принцип разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, закрепленный основным Законом КР.
  2. В бюджетном Кодексе КР п.2 статьи 51 «Расходные обязательства органов местного самоуправления» предусматривает финансирование делегированных полномочий за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета. Тем более согласно статье 3 бюджетного Кодекса запрещается принятие государственными органами решений по осуществлению мероприятий, которые заведомо повлекут за собой увеличение расходов местных бюджетов, без обеспечения соответствующей компенсации. В перечне категорий, отнесенных к полномочиям МСУ, «здравоохранение» не значится.
  3. Согласно действующему законодательству здравоохранение полностью содержится за счет республиканского бюджета (см. перечень категорий статьи 50 бюджетного Кодекса).
  4. Следовательно, органы местного самоуправления могут выполнять предлагаемую функцию уполномоченного государственного органа только путем делегирования на условиях выделения целевых трансфертов из республиканского бюджета.
  5. Вся беда в том, что формирование бюджетной политики государства находится у государственных органов. За годы суверенитета органы местного самоуправления влачат «жалкое существование». Чтобы не быть голословным обратите внимание на два показателя:
    1. Первый. Если доля расходов местных бюджетов в государственном бюджете республики в 2001 году составляла 33,2 %, то в 2017 году она была равна 11,7 %. Как видно, она уменьшилась на 21,5 %!
    2. Второй показатель – это темпы роста доходов центральных и местных бюджетов. Так, за вышеуказанный период доходы республиканского бюджета увеличились в 12,5 раз, а доходы местного бюджета в 4,8 раза. Отсюда темпы роста доходов республиканского бюджета почти в 3 раза опережает темпы роста местных бюджетов. Более того большая часть доходов местных бюджетов направляются на финансирование расходных полномочий правительства. Так, по нашим расчетам в 2019 г. Бишкек 52,7% собственных доходов направит на выполнение полномочий правительства. В целом по 484 органам МСУ данный показатель превышает 60%. Очевидно, отсутствие справедливой бюджетной политики, проводимой Правительством КР в лице Министерства финансов, которое практически превратилось в бухгалтерию Правительства, упустив позиции аналитического и методологического центра страны. К тому же участие Жогорку Кенеша в процессе формирования и исполнения государственного бюджета, создания нормативной правовой базы минимальное. Практически он не владеет ситуацией за исключением формального утверждения республиканского бюджета.