Гражданский бюджет: занимательная математика

14.07.2011 00:00
Разговоры о бюджетном дефиците в Кыргызстане, особенно за последний год, набили оскомину.
Гражданский бюджет: занимательная математика

Разговоры о бюджетном дефиците в Кыргызстане, особенно за последний год, набили оскомину.

Чиновники самых высоких рангов не перестают напоминать иностранным донорам, что в стране катастрофически не хватает денег. Власти даже предприняли попытку перекроить структуру министерств, дабы уменьшить дыру в госказне. Но куда уходят бюджетные деньги, какие у государства планы по наполнению бюджета и откуда возьмутся новые поступления? На все эти вопросы может ответить финансист, экономист, банкир. Что касается рядовых граждан, то они в большинстве своем плохо представляют структуру формирования и расходования бюджетных средств. Именно для обычных людей в развитых странах пишется так называемый гражданский бюджет, в котором понятным и доступным языком излагаются сложные схемы госрасходов и доходов.
«Необходимость создания подобного документа в Кыргызстане назрела давно, ведь гражданский бюджет - обязательное условие повышения доверия международного сообщества к нашей республике», - говорит председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова.
На международной арене доверие измеряется индексом бюджетной прозрачности. В списке из 94 стран Кыргызстан по этому показателю находится на одном из последних мест.
Бюджетные кривые
Попытки создания гражданского бюджета в Кыргызстане уже предпринимались. Но...
«Как показала практика, главной проблемой является излишняя усложненность системы госуправления в стране, - продолжает Надежда Добрецова. - Например, расходы на различные учреждения образования финансируются по линии нескольких министерств из республиканского бюджета, а расходы на содержание школ - из местных бюджетов. Зарплата учителей идет из местных бюджетов за счет денег республиканского».
По ее словам, в бюджете одного ведомства могут быть заложены совершенно разные расходы. Например, в бюджете аппарата президента есть расходы на детский сад и Академию управления, тогда как, по логике вещей, расходы на образовательные учреждения должны быть в бюджете Министерства образования.
Институт политики развития при поддержке Фонда «Сорос - Кыргызстан» предпринял очередную попытку написать понятный большинству граждан бюджет. Авторы отмечают, что их труд, оформленный в объемную брошюру, может показать лишь общую ситуацию. Для того чтобы каждый человек мог легко получить интересующую его информацию, нужны усилия государства по приведению к общему знаменателю порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, а также четкое разделение ответственности и разграничение полномочий.
Чиновник дороже гражданина
Авторы гражданского бюджета попытались ответить на самый интересный вопрос: «А сколько в год выделяется на одного...». Чиновников профильных ведомств такое непраздное любопытство журналистов обычно вводит в пограничное состояние ступора.
«Да, общих простых данных о том, сколько в год тратится на одного ученика, студента, чиновника или заключенного, нигде нет, - подтвердила Надежда Добрецова. - Авторы брали официальную статистику и рассчитывали данные самостоятельно».
Получилось, что чиновники обходятся государству в 8 с лишним раз дороже рядовых граждан. Если на одного гражданина в 2011 году государство планирует израсходовать 16 тысяч 414 сомов, то содержание одного чиновника обойдется казне в 140 тысяч сомов в год, или 11 тысяч 666 сомов в месяц. А чиновников в государстве с пятимиллионным населением аж 28 тысяч!
Дорогие бедняки
На судебную систему в КР будет потрачено 517,5 миллиона сомов. В республике трудятся 2 тысячи 700 работников судебной системы, а расходы на одного судейского чиновника в год составят 400 тысяч 675 сомов, то есть в месяц примерно 26,6 тысячи.
Малообеспеченные семьи в 2011 году обойдутся бюджету в 2 миллиарда 858 миллионов 400 тысяч сомов. Из этих денег государство выплатит ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей, в размере 328, ежемесячное социальное пособие - от 1 до 2 тысяч сомов и дополнительное ежемесячное пособие в 3 тысячи 100 сомов.
Общие же расходы бюджета в 2011 году на 49 процентов больше, чем в 2010-м, и составляют 90 миллиардов 97 миллионов 934 тысячи 600 сомов.
Скинемся по 10 тысяч
В части доходов картина неутешительная, поскольку общие доходы бюджета, запланированные на 2011 год, составляют всего 68 миллиардов 840 миллионов 552 тысячи 900 сомов. И это на 38 процентов больше, чем в 2010 году.
Доходы бюджета на 27 процентов состоят из налога на добавленную стоимость (НДС). Свои 3 тысячи 444 сома в общую копилку НДС внесет в этом году каждый житель Кыргызстана. Некоторую часть заплатят предприятия, работающие на экспорт.
Кроме того, если рассчитать доходы республиканского бюджета, на душу населения в текущем году придется: по 595 сомов подоходного налога с физических лиц-резидентов КР и по 120 сомов - с нерезидентов. Кроме того, по 425 сомов налога на прибыль, по 426 сомов налога с продаж, по 111 сомов акцизного налога на товары, произведенные на территории республики. Далее - по 266 сомов акцизного налога на ввозимые в страну товары, по 137 сомов налога за пользование недрами, по 953 сома налога на валовой доход от «Кумтора» и по 998 сомов в качестве налога на международную торговлю и операции.
Также на душу населения придется по 2,1 тысячи сомов неналоговых доходов. Итого, каждый житель Кыргызстана прямо или косвенно заплатит в 2011 году по 9 тысяч 891 сому в виде налогов и сборов.
Глас народа
«По сути, мы нанимаем государство для предоставления нам услуг, но оно не особо к нам прислушивается, - говорит Надежда Добрецова. - Это происходит не потому, что чиновники увиливают от ответственности. Просто нет механизмов, с помощью которых каждый гражданин может влиять на принятие государством решений».
В качестве механизма участия граждан в бюджетном процессе Институт политики развития и Фонд «Сорос - Кыргызстан» предложили перенять опыт Латвии. Там правительство ведет переговоры с муниципалитетами о том, как формировать местные бюджеты. «Подобный опыт можно применить и в Кыргызстане, - уверена эксперт. - Участие гражданского общества начинается на первом этапе - с момента разработки секторальных стратегий - и заканчивается на процессе передачи бюджета в Жогорку Кенеш. При этом все предложения гражданского общества фиксируются и записываются в протоколы согласия и разногласия».
По словам разработчиков, это первый шаг участия гражданского общества в деле формирования бюджета. Однако главной проблемой, с которой уже столкнулись представители самого гражданского общества, является отсутствие консолидации.
«Разные организации гражданского общества представляют интересы разных групп населения и конкурируют в борьбе за бюджетные ресурсы», - отмечают авторы гражданского бюджета. Похоже, единственным вариантом их взаимодействия может стать создание диалога на базе Альянса «За прозрачный бюджет». Эта организация уже объединяет значительное число НПО и выполняет миссию общественного контроля и участия в бюджетном процессе.
Пробный шар
«Для создания конструктивного диалога между НПО в рамках альянса предлагается создать несколько секторальных комитетов, которые и выработали бы согласованную позицию между НПО одного сектора, а затем выступали бы в качестве переговорщика с правительством в отношении каждого из секторов», - сказала Надежда Добрецова.
По ее мнению, необходимо сделать так, чтобы секторальные комитеты не только формулировали бюджетные претензии правительству, но и помогали искать альтернативные источники доходов. А также предлагали решать стратегические вопросы в отношении государственного финансирования секторов.
Первый такой комитет уже создан - Альянс по образованию. Он начинает участвовать в бюджетном процессе 2012 года с этапа формирования среднесрочного прогноза бюджета. Участие выражается в экспертизе секторальной стратегии и намерении подписать протокол согласия/разногласия для представления его в Минфин. Будет ли опыт успешным? Поживем - увидим.