В Кыргызстане как в Болгарии? Социальные услуги помогут уязвимым, если их будет оказывать не государство, а муниципалитеты и НПО

29.04.2015 09:28
Но мировая практика говорит о том, что помощь будет достаточной и эффективной только в том случае, если эти обязанности будут переданы органам местного самоуправления, а от них – неправительственным организациям.
В Кыргызстане как в Болгарии? Социальные услуги помогут уязвимым, если их будет оказывать не государство, а муниципалитеты и НПО

ПРЕСС-РЕЛИЗ

29 апреля 2015 г.

КОНТАКТЫ: Мээрим Сейитова, +996 770 80 12 38, MSeitova@dpi.kg

Социальные услуги в Кыргызской Республике оказываются, преимущественно, государством. Но мировая практика говорит о том, что помощь будет достаточной и эффективной только в том случае, если эти обязанности будут переданы органам местного самоуправления, а от них – неправительственным организациям. Передовой опыт такого делегирования демонстрирует Болгария, где с обучающим визитом в апреле 2015 года побывала делегация из Кыргызстана.

Главная проблема Болгарии сегодня – демографическая ситуация и высокий уровень миграции работоспособного населения, в результате чего во многих муниципалитетах страны почти нет молодежи и некому заботиться о стариках. Уровень рождаемости низкий, население стареет, а потому усилия государства сосредоточены на снижении детской смертности (в Болгарии она одна из самых высоких в Европе); защите детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; адаптации детей, оставшихся без опеки родителей; сокращение эмиграции, и работе с людьми пенсионного возраста. Европейский принцип «деинституционализации» социальной помощи заставил Болгарию отказаться от учреждений закрытого типа – детских домов, домов инвалидов, интернатов, домов престарелых и т.д. Все эти группы граждан переводятся в учреждения семейного или домашнего типа, или получают необходимую помощь на дому. Программный директор Института фонда социальных услуг на местном уровне Виолина Ананиева рассказала о внедрении инновационных методов работы с пожилыми. В рамках социального заказа 30 пожилым гражданам предоставляется услуга «Телекер», которая позволяет пожилому человеку в критический момент и в любое время суток путем нажатия кнопки вызывать социального работника. Кроме этого, открываются клубы для коммуникации пожилых людей, волонтеры помогают им осваивать работу с компьютером и пользоваться социальными сетями для общения с детьми, проживающими в других странах.

Особенность предоставления социальных услуг в Болгарии в том, что этим занимаются 264 муниципалитета в 28 областях страны – через собственные социальные службы и предприятия или делегируя услугу неправительственным организациям.

Важным фактором развития социальной политики Болгарии стал закон «О региональном развитии» и принципы делегирования социальных услуг муниципалитетам на основе финансовых и содержательных стандартов. Сегодня в Болгарии государство только определяет стандарты и следит за качеством и доступностью услуг, а непосредственным их предоставлением занимаются муниципалитеты. При этом государство в полной мере финансирует муниципалитеты, которые эффективно реализуют на местах различные проекты по предоставлению социальных услуг для детей и подростков, молодежи и пожилых людей с ограниченными возможностями, инвалидам, сиротам и беспризорным.

Такая практика особенно интересна Кыргызстану, так делегирование социальных услуг органам местного самоуправления и развитие социального заказа помогают улучшить адресность и доступность социальных услуг, усиливают сотрудничество между властью и гражданским обществом, помогает обществу и государству лучше разобраться в том, что собой представляют организации гражданского общества, для чего они созданы. Особый интерес у участников вызвал перечень делегированных государственных услуг в социальной сфере, устойчивость работы муниципальных учреждений, предоставляющих социальные услуги, принцип распределения финансовых средств между учреждениями. Руководители муниципалитетов и директоры социальных учреждений поделились своим опытом и рассказали о принципах работы центров, особенностях финансирования и о процессе подбора персонала.

Например, в небольшом муниципалитете Долна Баня у участников была возможность посетить дом семейного типа для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и ознакомиться с условиями для их реабилитации и адаптации. В муниципалитете Мездра, который объединяет один город и 27 сел с населением в более 21 тыс. человек, размещен жилой комплекс семейного типа. Это защищенные дома для детей и молодых людей с ограниченными умственными возможностями с комфортабельными условиями для полноценной жизни. Представитель ассоциации Эгида-Пазарджик рассказал о национальной сети организаций родителей, защищающие права на достойную и независимую жизнь людей с ограниченными умственными возможностями и их семей.

По мнению участников тура, насыщенность программы позволила познакомиться с опытом работы муниципалитетов, местных НПО и госструктур в Болгарии, получить массу информации, нужной для дальнейшего анализа и применения их в Кыргызстане. В обучающей поездке с 13 по 18 апреля приняли участие 15 представителей министерства социального развития, аппарата правительства КР и органов МСУ, а также экспертов из неправительственного сектора.

Участники поездки отметили, что многие «рецепты» Болгарии применимы в Кыргызстане, например:

СПРАВКА: Поездка организована в рамках Проекта «Партнерство НПО и МСУ в решении приоритетных вопросов местных сообществ на основе муниципального заказа в социальной сфере», финансируемый Проектом GIZ (Германское общество по международному сотрудничеству) по поддержке гражданского общества.

Проект: