Сотрудники Управления социального развития мэрии г.Бишкека изучили методы определения нужд и потребностей сообщества в социальных услугах

02.03.2018 15:51
Сотрудники Управления социального развития мэрии г.Бишкека изучили методы определения нужд и потребностей сообщества в социальных услугах

27 и 28 февраля 2018 года в Бишкеке в рамках Проекта* «Усиление потенциала Министерства труда и социального развития для реализации государственного социального заказа» состоялся цикл тренингов на темы:

  • "Социальные услуги на местном уровне"
  • "Определение нужд и потребностей сообщества в социальных услугах. Программа государственного социального заказа".

Тренинги были проведены с целью ознакомления участников Закона КР «О государственном социальном заказе», ведь новый закон регулирует работу механизма ГСЗ, позволяет органам местного самоуправления (МСУ) использовать механизм социального заказа в решении социальных проблем и оказании социальных услуг.

Участниками тренинга выступили 24 представителя Управления социального развития мэрии города Бишкека по 4м районам: Октябрьского, Ленинского, Свердловского и Первомайского. 

“Участникам была предоставлена информация о проекте, видах социальных услуг, гарантированных государством КР, о муниципальных услугах, об услугах в рамках делегированных полномочий, о вопросах местного значения, о самом понятии “ГСЗ”, алгоритме отбора услуг по ГСЗ. В ходе проведения презентаций участники ознакомили с ситуацией по г. Бишкек, в частности, с деятельностью управления социального развития (УСР), которая оказывает государственную услугу по выдаче пособий. У УСР имеются структурные подразделения, оказывающие услуги для престарелых, дом-интернат для пожилых, услуги для детей ОВЗ, несовершеннолетних и беспризорных детей,  и для детей пострадавших от насилия.  Данные услуги были включены в перечень дополнительных муниципальных услуг в качестве муниципальных. Сами участники признали, что в г.Бишкеке каждое районное подразделение УСР старается решить вопрос самостоятельно и благодаря тем центрам, которые действуют на территории столицы. После алгоритма отбора услуг по ГСЗ, была дана информация по формам ГСЗ и базе данных социальных проблем и общественно полезных целей, формируемых по обращениям граждан, – говорит Роза Суранчиева, тренер Института политики развития.

В ходе рассмотрения темы по услугам, со стороны участников поступили такие вопросы, как: почему МТСР не делегирует полномочия полностью УСР; в новостройках очень много социального характера проблем которые соцработники г. Бишкек пытаются разрешить, однако реформы идут не в ногу с той ситуацией которая сложилась на сегодняшний день; возможно реформу социального развития нужно вести параллельно с развитием образования, чтобы дети не оказались вне семьи или не пошли на нарушение закона и т.д.

По методам проведения исследования нужд и потребностей сообщества, участники были ознакомлены с методами СИНС: как организовать и провести фокус группу, как использовать метод “Галерея проблем”, причинно-следственные связи. Также участники были ознакомлены с формой подготовки отчета по исследованию и необходимостью публиковать результаты исследования на сайте или на информационной доске.

На второй день тренинга была представлена тема: "Социальные услуги на местном уровне. Определение нужд и потребностей сообщества в социальных услугах. Программа государственного социального заказа", в ходе которого участники презентовали результаты своих работ в малых группах в первый день тренинга, где перед ними стояла задача – описать проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе планирования мероприятий по выявлению нужд и потребностей сообщества. Участники изучили методы проведения исследования нужд и потребностей сообщества в социальных услугах, навыки фасилитации, подготовка программы ГСЗ и разработка плана по реализации программы ГСЗ. 

В ходе практической части работ по описанию проблемы, участники были поделены на 4 малые группы по районам г. Бишкека; каждой группе было дано задание: выбрать проблему по решению которой, предварительно, планируют оказать социальную услугу и описать эту проблему,  согласно структуре, которая была дана на презентации по описанию проблемы.

Проблемы были определены следующие :

  • Первомайский р-н: очень много детей из малоимущих семей, которые летом предоставлены сами себе и не могут позволить себе поиграть, отдохнуть, пообщаться со своими сверстниками. В школах организуют летний лагерь, однако услуга хромает, как это лучше сделать это проблема.
  • Октябрьский р-н: есть рост не понимания в семьях, что приводит к разным ситуациям
  • Ленинский р-н: много бомжей,  с которыми ведется работа, но однако нужно место где их размещать.
  • Свердловский р-н: много женщин которые по воле судьбы остаются сами или с детьми на руках и не знают норм закона и психологически идут на разные действия

После работы в малых группах, были проведены презентации групп и каждой группе были даны замечания и предложения по доработке описания проблем.

 

--------------- 

Проект «Усиление потенциала Министерства труда и социального развития для реализации государственного социального заказа» реализуется Институтом политики развития при поддержке Программы USAID по совместному управлению. Цель проекта – оказание  технического содействия Министерству социального развития, органам местного самоуправления пилотных муниципалитетов и неправительственным организациям с развитием человеческих и организационных навыков в области проведения мониторинга и оценки реализации социальных заказов в соответствии с утвержденными механизмами социального заказа. Программа по совместному управлению (ПСУ) направлена на укрепление партнерства правительства, гражданского общества и частного сектора в Кыргызской Республике. Программа финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и Министерством международного развития Великобритании (DFID) и реализуется Ист-Вест Менеджмент Институтом (EWMI).