ПО Кыргызстану ожидается рост доходов местных бюджетов в размере 2,3 млрд. сомов

09.02.2013 17:57, —

В формировании и исполнении местных бюджетов Кыргызстана в 2013году имеются существенные изменения. Конкретно говоря, согласно Закону «О республиканском бюджете на 2013год» по нормативу отчислений от общегосударственных налогов в казну местных бюджетов в этом году остаются с подоходного налога 50%, с налога с продаж 50%.

09.02.2013. ЖАЛАЛ-АБАД news. В формировании и исполнении местных бюджетов Кыргызстана в 2013году имеются существенные изменения. Конкретно говоря, согласно Закону «О республиканском бюджете на 2013год» по нормативу отчислений от общегосударственных налогов в казну местных бюджетов в этом году остаются с подоходного налога 50%, с налога с продаж 50%. Обо всем этом журналистам юга Кыргызстана рассказал Азамат Мамытов, специалист по муниципальным финансам Института политики развития, на пресс-сессии на тему «В сельских муниципалитетах растут бюджеты. А что ожидает бюджет г. Ош», проведенной вышеназванным институтом в рамках своих проектов, поддержанных Правительством Швейцарии и Фондом Сороса Кыргызстана 8 февраля 2013 года в г. Ош.

По словам Азамата Мамытова, в 2013году произошли существенные изменения в бюджетной политике для сельских муниципалитетов. С этого года Правительство изменило принцип налогообложения по местным налогам. Иными словами, местная казна будет получать больше доходов, которыми потом могут распоряжаться сами органы МСУ. После длительного перерыва, который длился с 2008 года доли расщепления налогов сельских органов МСУ сравнялись с городскими. Это позволить значительно увеличить доходы местного бюджета. По Кыргызстану ожидается рост доходов местного бюджетов в размере 2,3 млрд. сомов.

Далее на пресс сессии Асылбек Чекиров, специалист по межбюджетным отношениям проекта Института политики развития, ознакомив журналистов о бюджетах и статусах городов Ош и Бишкек, показал противоречащие к статьям 110 и 112 Конституции Кыргызской Республики моменты в проекте Закона «О статусе города Ош». Например, в варианте проекта Закона «О статусе г. Ош» статья 25: «Компетенции мэрии города Ош 1. Дополнительно к компетенциям мэрии г. Ош, предусмотренным Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», относятся следующие вопросы:

4) принятие по согласованию с постоянной комиссией по бюджету оперативного решения вопроса по изменению бюджета, направлению расходов в процессе исполнения бюджета за счет текущего перевыполнения доходной части, а также за счет превышения доходов над расходами по итогам года с последующим представлением на утверждение Ошского городского кенеша;

5) планирование и реализация капитальных вложений из местного бюджета.

Формирование и исполнение местного бюджета».

Конституция Кыргызской Республики, статья 110.

4. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется с соблюдением принципов прозрачности, участия общественности, подотчетности органов местного самоуправления перед местным сообществом.

Ст.112. Местные кенеши в соотвествии с законом :
Утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение.

В завершении пресс-сессии, я обратилась Асылбеку Чекирову с несколькими вопросами по пройденным темам.

-Сельские муниципалитеты готовы к этим реформам? Или опять будет какая-та неудача?

- Есть такая опасность, потому что сейчас глава многих айылных аймаках (далее АА) не готовы к приему этих денег. Потому что, дополнительные доходы к ним поступают в виде расщепления. Появляются новые перспективы как налог «роялти». А здесь главы АА, руководители казны АА, они, на мой взгляд, пока не чувствуют эту реформу. Это очень плохо. Потому что, во первых, не то что они не умеют управлять этими деньгами. Это может сказаться на усилия Правительства.

-Что ожидает город Жалал-Абад в ходе такой реформы?

-Если законы реализуются, то дополнительно города Ош и Бишкек потребуются примерно 7 или 8 млрд. сомов. Если решение будут приниматься, то, мне кажется, деньги будут забирать у всех муниципалитетов сел и городов нашей страны. Потому что, сумма очень большая. Поэтому, например, на сегодняшний день доходы местных бюджетов без трансфертов составляют где-то 12 млрд. сом. А сейчас дополнительно нужно найти 6 млрд. сом. Где их найти? Кому-то будет ущерб. Я допускаю, что и Жалал-Абад это будет почувствовать. И вообще, кто-то будет почувствовать. Потому что, с неба деньги не упадут. У кого-то их надо придется забрать. А у кого, это не понятно. Но я думаю, самый легкий путь -забрать у соседнего муниципалитета. Здесь и могут пострадать и другие города и сельские муниципалитеты.

- В проекте закона «О статусе города Ош» есть противоречащие моменты к Конституции Кыргызской Республики. Как было допущено и кем?

-Проекты законов были разработаны группой депутатов в количестве 12 человек, основными являются лидер фракции "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев и лидер фракции КСДПК Чыныбек Турсунбаев. И ряд известных депутатов являются авторами проектов вышеназванных законов. Авторы проектов законов говорят, что обсуждение было о содержании данных законом в широком масштабе два года. Но самом деле обсуждение было по старой редакции законов. По той редакцию, которая вынесли на рассмотрения парламента, обсуждение практически не было. Население с ними практически не знакомо. Если Бишкек знаком ситуацией хоть немного, то в городе Ош население мало информированы с реальными содержаниями этих проектов. И в результате, сейчас проекты прошли в 6-ти комитетах, прошло первое чтение в парламенте. И хотя есть не большие критики, но это быстро проходит без большого обсуждения. Мы видим там коррупционные риски, бюджетные риски, т.е. права мэру города назначать руководителей государственных органов и усиление полномочие мэра города на управление финансовыми ресурсами.

-Будет ли корректироваться эти рискованные моменты?

-Мы надеемся. В Бишкеке были проведены несколько общественные слушания по этому проекту закона. Причём инициаторами были не авторы, а сама общественность. В 12 февраля в парламенте будет проходит открытое парламентское слушание по этим двум проектам законов, куда мы пригласили представителей мэрии обоих городов, депутатов горкенешей и Жогорку Кенеша и представителей Правительства.

-Можно ли сказать, что здесь имеется место ущемления прав депутатов горкенешаш двух городов?

- Конечно, ущемляется права депутатов горкенеша. И депутаты, которые участвуют в обсуждениях, они то видят. И надеюсь, депупаты свое слово скажут. Но я хотел бы всех предупредить, что времени у них очень мало. Потому что, я насколько знаю, второе чтение хотят начать в ближайшее время. Если во втором чтение закон быстро пройдет, то остановить его будет очень тяжело.

-Каково будет Ваше предложение?

- Хотелось бы, чтобы проявили свои активности депутаты горкенешов Оша и Бишкека в первую очередь. Потому что, у них сегодняшняя позиция очень пассивная. Их не слышно и ощущается, что это на них не влияет. А на самом деле это имеет прямое отношение к этим двум кенешам.