Обсуждаем проект бюджета. Предварительные слушания прошли в Караколе и Оше

Обсуждаем проект бюджета. Предварительные слушания прошли в Караколе и Оше
28.08.2013 17:45, —

Специалисты хорошо подготовились: на трибуну один за другим поднимались специалисты, рассказывали, на каких принципах был сверстан проект, какие риски учитывали при его написании.

"Слово Кыргызстана", 28 августа 2013 года

Прежде чем вынести главную финансовую смету страны на правительственные чтения с приглашением независимых экспертов, Антикоррупционного делового совета, НПО, представителей министерств и ведомств, проект бюджета на 2014 год и прогноз на последующие два года рассмотрели в регионах.

В Караколе, в здании областной администрации, корреспондент "СК" выслушала предложения и рекомендации иссыккульцев. Отметим: подобные выездные встречи с кыргызстанцами сотрудники Министерства финансов проводят впервые.

Специалисты хорошо подготовились: на трибуну один за другим поднимались специалисты, рассказывали, на каких принципах был сверстан проект, какие риски учитывали при его написании. Здесь и неустойчивость мировой экономики, и волатильность цен на "золотом" рынке, и ухудшение условий торговли с государствами Таможенного союза.

Заместитель начальника главного управления бюджетной политики Кубанычбек Намазов сообщил собравшимся о планируемых доходах народной казны. Они должны вырасти за счет ввода в эксплуатацию новых промышленных предприятий, разработки полезных ископаемых. С учетом грантов доходы составят 90 831 млн. сомов, или более 22% к внутреннему валовому доходу (для сравнения — утвержденный бюджет нынешнего года — 25,2% к ВВП).

В период 2015-2016 гг. наши доходы, в состав которых входят налоги и таможенные сборы, будут продолжать расти и составят 100 873,2 млн. сомов и 110 866 млн. сомов. соответственно. Неналоговые платежи в следующем году предусматриваются в размере 11 999,3 млн. сомов (3% к ВВП), в последствии этот показатель будет снижаться.

Что касается расходов, то они в 2014 году установлены на уровне 109 055,9 млн. сомов (27,2% к ВВП), здесь и спецсредства, и ПГИ. Расходы бюджета в следующем году увеличены по сравнению с нынешним на 2 812,2 млн. сомов. К 2015 году они вырастут до 118 375,6 млн. сомов, а к 2016 прогнозируется сумма 126 114 млн. сомов.

К. Намазов упомянул и о бюджетном дефиците — 4,5% к ВВП, сообщил, из каких финансовых источников планируется его покрытие.

Затем выступил Асылбек Чекиров — специалист по межбюджетным отношениям Института политики развития. Он поблагодарил сотрудников Минфина за предоставленную возможность высказать альтернативное мнение, касающееся пополнения местных бюджетов. Проанализировал риски при возможном переходе с двухуровневого бюджета на трехуровневый. Эксперт коснулся проблемы распределения грантовых средств, поддерживающих местные инициативы, стимулирующих активность айыл окмоту. По предложению правительства распределение выравнивающих грантов должно перейти на районный уровень.

А. Чекиров считает, что расчет их по формуле гораздо справедливей, ибо исключает влияние человеческого фактора, то есть коррупции. К тому же деньги сразу поступают по адресу, в айыл окмоту, без посреднического участия акимов. Специалист провел собственное расследование и пришел к выводу, что восстанавливать районные бюджеты все же необходимо, так как главам райадминистраций необходимы средства, чтобы своевременно устранять чрезвычайные ситуации на своих территориях — оползни, наводнения, проводить вакцинацию животных, реагировать на жалобы сельчан.

Кстати, об этом в своих докладах неоднократно упоминал Президент Алмазбек Атамбаев: "…районные фонды развития необходимо наполнять деньгами, хорошо бы перенести сюда стимулирующие гранты".

Доходы районных бюджетов будут формироваться за счет доходов айыльных округов и городов районного значения. В таком случае МСУ лишаются стимула оказывать населению качественные услуги.

Присутствующие на бюджетных слушаниях главы айыл окмоту приняли в штыки предложение вернуться к трехуровневому бюджету. Глава Кол-Торской сельской управы Кубанычбек Азизов резко высказался против, привел в пример самодостаточные айыльные округа Прииссыккулья, те, которые живут на собственные средства и в состоянии самостоятельно благоустроить свою территорию, решать накопившиеся проблемы.

Его поддержали правозащитник Камиль Рузиев, руководитель общественного объединения "Вентус", региональный директор коалиции "За демократию и гражданское общество" Замира Оторбаева, а также председатель профсоюза частных предпринимателей "Ак-Телек".

Как известно, представители НПО Прииссыккулья славятся своей активной гражданской позицией, лидерскими качествами. Их интересовали вопросы, уходящие далеко за пределы обсуждения проекта будущего республиканского бюджета.

- Какова сумма инвестиционных проектов, реализуемых в Иссык-Кульской долине? Сколько денег ушло на реконструкцию международных и местных трасс и кто оценивал качество ремонта? Сколько денег заложено на оплату коммунальных услуг на периферии? Почему увеличивается госаппарат при таком дефиците бюджета?

Люди интересовались доходами депутатов Жогорку Кенеша, правительства, аудиторов Счетной палаты. Спрашивали о замороженном строительстве социальных учреждений. Местный предприниматель Галина Деревянко поинтересовалась, почему в бюджете не заложены средства на поддержку яководов? Куда только она ни обращалась, везде ее отфутболивают, коммерческие банковские кредиты — не по карману, а фонд развития Иссык-Куля, созданный компанией “Кумтор”, кормит одними обещаниями.

К чести сотрудников Минфина они не отмахивались от каверзных вопросов, брали на карандаш местные проблемы, обещали разобраться, помочь в рамках своей компетенции.

Поступило предложение увеличить оклады муниципальным служащим, исходя из оценки качества предоставляемых ими услуг. Иссыккульцы внимательно слушали Алмаза Курманбекова — заведующего отделом анализа исполнения расходов местных бюджетов Минфина, а также Таланта Стамалиева, отвечающего за планирование расходов государственного сектора.

Особенно понравилось выступление А. Бектаналиевой, которая в доступной форме рассказала об управлении государственным долгом. На его обслуживание в следующем году планируется направить 15 161,4 млн. сомов. Основную сумму внешних заимствований республика начнет выплачивать с 2018 года.

По мнению участников каракольских бюджетных слушаний, цель проведенного мероприятия достигнута: наш бюджет должен быть прозрачным и предсказуемым, а управление государственными финансами — эффективным. Подобное общественное обсуждение проекта позволит правильно расставить приоритеты, уделить должное внимание развитию и укреплению МСУ.

Как сообщили корреспонденту "СК" иссыккульцы, встреча со специалистами Минфина оставила у них хорошее впечатление. Люди искренне радовались, что сотрудники министерства так молоды, обладают всесторонними знаниями, хорошей квалификацией. Таким можно доверить управление страной.

Галина ЛУНЕВА.