Что–то не ладится в стране с демократией

Что–то не ладится в стране с демократией
21.06.2013 22:02, —

Новая инициатива правительства касательно местного самоуправления в республике вызвала широкий общественный резонанс.

Зинаида СОРОКИНА, "Вечерний Бишкек", №72 (10630), 21 июня 2013 года

Новая инициатива правительства касательно местного самоуправления в республике вызвала широкий общественный резонанс. И это, похоже, лишь начало, поскольку идеи действующего кабинета министров еще не успели обсудить в регионах.

Зато в Бишкеке гражданский сектор уже бьет тревогу. Эксперты, собравшиеся на встречу в Институте политики развития, высказали озабоченность законопроектом, который, по их словам, противоречит Конституции Кыргызской Республики, законам об МСУ и принципам бюджетного права, Земельному кодексу и вообще здравому смыслу.

Законопроект, по мнению экспертов, формирует практически ту же систему управления, которая была продвинута администрацией сбежавшего из страны экс–президента Бакиева. Она, как известно, была основана на тотальной централизации власти и концентрации ресурсов в центре, построении жесткой вертикали управления и ослаблении связи с населением. Что в конечном итоге и привело страну к трагическим событиям 2010 года и позорному изгнанию лжереформаторов.

Любопытны причины, по которым разработали сей документ. Как было озвучено на очередном заседании правительства 13 июня (число–то какое выбрали!), Жанторо Сатыбалдиев вкупе со своими подчиненными усматривает в происшедших недавно на юге событиях (и не только в них) “ослабление управляемости территорий”. А потому, дескать, необходимо закрутить потуже гайки, проще говоря, усилить диктат Бишкека. Причем как можно скорее. В сопроводиловке к проекту закона так прямо и указывается: просить Жогорку Кенеш рассмотреть документ “в неотложном порядке”. Весьма красноречивая формулировочка!

От парламентариев требуют, можно сказать, невозможного. Ведь поправки нужно будет внести не в один, а сразу в семь законов. На это нужно время.

Более того, изменения не минуют и Конституцию, за которую, напомним, на референдуме проголосовал народ Кыргызстана. А теперь, выходит, мнение народа побоку?

Похоже, членов правительства подобные юридические “мелочи” не беспокоят. Но неужели у них на поводу пойдут депутаты–законотворцы?

12 ПУНКТОВ, которые кардинально ухудшат суть местного самоуправления

В законопроектах предлагаются следующие нововведения:

  1. восстановить районные кенеши, численность депутатов от 35 до 60;
  2. восстановить институт губернатора;
  3. модифицировать процедуру назначения акимов;
  4. усилить роль акимов при избрании глав айыл окмоту;
  5. передать в ведение местных госадминистраций территориальные подразделения министерств и ведомств, за исключением правоохранительных органов, и усилить кадровые полномочия акимов;
  6. предоставить акимам право приостановления (либо отмены) решений айыл окмоту;
  7. ввести обязательность согласования с акимами различных проверок на территории района;
  8. повысить кадровый потенциал районных госадминистраций, увеличить штат и зарплату;
  9. восстановить районный бюджет;
  10. улучшить материально–техническое обеспечение аппаратов райгосадминистраций;
  11. передать райгосадминистрациям право управлять землями, пастбищами;
  12. создать механизмы взаимодействия акимов с местными сообществами.

мнения экспертов

Регионам нужны финансы

Азамат Акелеев, руководитель ОНС Министерства финансов:

— В правительстве, как мне кажется, поставили совершенно неверный диагноз недавним событиям в Джети–Огузе и Джалал–Абаде. Поэтому и предпринимают неправильные действия. Предлагают принять наспех разработанный законопроект, который противоречит логике.

Да, надо признать, что органы местного самоуправления не на высоте. Не все справляются с возложенными на них обязанностями. Их чрезмерно нагрузили с переходом на двухуровневый бюджет. Тогда как финансирование увеличилось всего–то на 10 процентов. Объем средств, которыми распоряжаются местные власти, не адекватен количеству всевозможных заданий и поручений.

А теперь, вместо того чтобы финансово укрепить органы МСУ, средства станут отвлекаться на содержание районного звена. Хотя предыдущий опыт показал, что районные управленческие структуры самые коррумпированные. Однозначно новый законопроект ни в коем случае не должен быть принят.

Путь в тупик

Жалалбек Балтагулов, председатель Союза местных самоуправлений:

— Законы о местном самоуправлении, местной госадминистрации и ряд других приняты совсем недавно. И вот теперь понадобилось внести в них поправки. Налицо полнейшее отсутствие преемственности. Это не дело, когда каждое новое правительство пытается переписать законодательство по–новому.
Упразднили институт губернаторства, создали институт полномочных представителей. Теперь намереваются повернуть обратно. Невелика разница, как назвать должность. Главное — средства. Содержание уполномоченных финансировалось из республиканского бюджета, тогда как губернаторский штат повесят на регионы, у которых и без того средств не хватает.

Акимов планируют назначать. А куда делось конституционное право граждан на участие в выборах?

Сдается, нынешнему правительству проще всего восстановить старую схему, нежели разработать и внедрить действительно эффективные формы управления страной. Вроде бы что–то в свете недавних событий на юге предпринять не мешает, а что — толком не знают. Новации кабмина — тупиковый путь.

Вся власть акимам?

Надежда Добрецова, Институт политики развития:

— Конституцией определены два вида органов власти — государственные и МСУ. Соответственно два бюджета — республиканский и местный. Попытки восстановить районные кенеши и районные бюджеты антиконституционны. Они ведут к разбалансированию конституционного устройства системы управления.

Есть в законопроекте и чисто дискриминационные моменты. Правительство предлагает оставить право депутатам городских кенешей выдвигать своих кандидатов на пост мэра, а вот их коллег в селах такой возможности лишают. Спрашивается, чем они хуже?

Зато акимам предоставляется неограниченная власть в регионах. Они даже вправе отменить или приостановить решения исполнительного органа местного самоуправления. Ни о каком разграничении функций и полномочий, о невмешательстве госорганов в работу органов МСУ в дальнейшем и говорить нет смысла.

Некоторые госчиновники ссылаются на то, будто на местах слишком много финансовых и иных недоразумений. Дескать, выявлено 200 нарушений. Айылных аймаков — 459, значит, в каждом втором имеются недостатки. Что ж, бывает. А в 40 местных госадминистрациях за этот период были обнаружены 60 нарушений. Тут все поголовно грешны. Все дело в том, как посчитать и как преподнести информацию. Понятно, что выводы искаженные, неправдоподобные. Но коль органы МСУ уличили в нарушениях, приняли решение немедленно прижать, лишить самостоятельности. Не думают о том, чем это может аукнуться завтра.

взгляд

Бедное, бедное МСУ!

Богатые регионы — богатая страна. Давно доказанный и многократно подтвержденный жизнью постулат. А у нас, в Кыргызстане, шаром покати в регионах, да и в целом государство живет благодаря иностранным инвестициям и грантовой помощи благодетелей из–за рубежа.

И все потому, что сами–то не работаем, а лишь создаем видимость. Чего стоят только эксперименты с местным самоуправлением. Один бестолковее другого. То прибавят региональным управленцам полномочий, то заберут обратно. То подкинут деньжат на обустройство, то опять прикарманят в общую казну. Держат глав айыл окмоту на коротком поводке. Их хоть и без малого 500 (вроде немалая сила!), однако же ничего поделать не могут. Ни для себя, ни для сообщества, ни для своей территории.

К децентрализации власти Кыргызстан приступил одним из первых в СНГ. К нам приезжали за опытом из разных стран и весей. Был, говорят, успех, да сплыл. Ныне похвалиться нечем. Не хочется даже и вперед заглядывать. Бедное местное самоуправление!