«Ресурсный национализм» - не перегнуть палку

27.02.2013 16:56, —

Последние годы мир охватила лихорадка «ресурсного национализма». 40-процентный налог на прибыль горнодобывающих компаний первой ввела Австралия. Ее примеру готовы последовать и другие сырьевые экспортеры.

«Ресурсный национализм» - не перегнуть палку

25/02/13 10:24, Бишкек – ИА «24.kg», Ирина ДУДКА

Последние годы мир охватила лихорадка «ресурсного национализма». 40-процентный налог на прибыль горнодобывающих компаний первой ввела Австралия. Ее примеру готовы последовать и другие сырьевые экспортеры. Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service прогнозирует, что прибыли горнодобывающих компаний в этом случае сократятся на треть, а «ресурсный национализм» станет для них серьезным риском на ближайшие несколько лет. Не стал исключением и Кыргызстан.

«И я того же мнения»

Некоторые аналитики видят прямую связь между колебаниями цен на ресурсы и поведением стран-экспортеров. Желание извлечь максимальную прибыль из благоприятной конъюнктуры, подстегивает «ресурсный национализм» и толкает экспортеров круто менять условия работы с импортерами.

Эксперт по горнодобывающей отрасли Валентин Богдецкий отмечает, что и Кыргызстан коснулась эта тенденция. «Очень многие сырьевые страны ужесточают налоговые режимы, предпринимают меры, чтобы увеличить оставленную стоимость от разработки месторождений, выдвигая инвесторам требования о найме местного населения, переработке продукции в стране, где добываются полезные ископаемые, вводят квоты на экспорт или его полный запрет», - говорит он.

Общемировая тенденция такова, что этим занимаются не только развивающиеся, но и развитые страны, и на первый взгляд процесс выглядит естественным - правительства радеют за экономику собственных стран. Однако не нужно забывать, что все хорошо в меру. «Его надо принимать крайне осторожно, чтобы не перегнуть палку», - продолжает Валентин Богдецкий, подчеркивая, что вопрос «ресурсного национализма» встает для Кыргызстана очень остро.

Вызывает интерес добывающий процесс

В первую очередь это касается оценки системы налогообложения отрасли и разработки рекомендаций по формированию политики налогообложения в среднем и в долгосрочном периоде. Для нашей страны, где 24 процента поступлений в бюджет формирует именно горнодобывающий сектор, разработка грамотной налоговой политики приобретает особую актуальность.

«Налоговые поступления от горнодобывающей промышленности с каждым годом растут, - констатирует статс-секретарь Госгеолагентства Наби Эшназаров. - В 2011 году она дала 7,5 миллиарда сомов, а в 2012-м - уже около 8,5 миллиарда».

В условиях постоянной нехватки денег в казне повышенный интерес к горнодобывающей промышленности со стороны правительства вполне объясним. Отрасль способна пополнить бюджет, оттого и говорят министры о необходимости создания самого благоприятного инвестклимата. В стратегии развития до 2017 года амбициозно намечено 16 проектов по разработке месторождений. Общая их стоимость переваливает за $3 миллиарда. Будет ли этот план реализован хоть наполовину, зависит уже от сегодняшних действий правительства.

Первым шагом в сторону иностранцев, готовых влить финансы в Кыргызстан, стало принятие в 2012 году пакета документов по недропользованию. В него вошли закон о недрах, о концессии, о горной концессии и соглашение о разделе продукции. Теперь нужно определиться с системой налогообложения, которая во многих пунктах пока несовершенна и местами коррумпирована.

Мы стали жить опять по-новому

Эксперт по вопросам налогообложения от консорциума разработчиков стратегии развития горнодобывающей промышленности Рыспек Токтогул рассказал, что система налогообложения изменилась в 2009 году. «С принятием нового кодекса основными налогами стали бонусы и роялти, - говорит он. - Роялти привязаны к выручке от реализации продукции, а для воды - к натуральным объемам».

Налог на доходы вступил в силу с принятием первого пакета законопроектов по недропользованию в 2012 году. Он применяется для компаний, добывающих золото, и ставки привязаны к ценам на золото - от 1 до 20 процентов. Летом 2012-го, несмотря на вето президента, парламент также принял закон о неналоговых платежах - 2 процента на выручку от реализации, которые направляются на развитие местной инфраструктуры.

«Грубо говоря, это налоги с реализации», - говорит эксперт. Кроме того, существует налог на прибыль: нулевой - для плательщиков налога на доходы и 10-процентный - для остальных, а также НДС, налог с продаж, который также начисляется с выручки от реализации, еще таможенный тариф по товарной номенклатуре от 1 до 3 процентов, с 2009-го взимается и налог на имущество.

Есть еще налоги, которые связаны с себестоимостью, подоходный, государственное социальное страхование, плата за загрязнение окружающей среды.

В рамках последнего пакета законов и в целях борьбы со спекуляциями на лицензиях введена плата за удержание лицензии по дифференцированным ставкам за квадратный метр или гектар площади. Существуют такие платежи, как скидка на истощение недр: 15 процентов от налогооблагаемой прибыли, соцпакет в качестве программного инвестирования и другие платежи.

Там где мал золотник

Как отмечают эксперты, нынешняя система налогообложения, которая подразумевает выплату налогов с выручки, не стимулирует компании к полноценному и долгосрочному развитию. «Вопрос налогообложения, особенно в горнодобывающей отрасли, очень чувствительный, поэтому к нему нужно подходить с особой осторожностью», - говорит координатор проекта USAID «Реформа» Тимур Гайнанов.

Сейчас экспертное сообщество составляет рекомендации по улучшению системы налогообложения недропользователей. Резюме дальнейших шагов собрано в ходе круглого стола, за которым собрались представители госорганов и самого сектора. «Нужно рассмотреть возможность перехода с налога на доход на налог на прибыль, что позволит лучше администрировать горнодобывающие компании, - озвучил одну из рекомендаций Тимур Гайнанов. - Это ведь не только коммерческие проекты, в них велика и социальная составляющая. С годами ее значение только возрастает».

Отрасль дает мультипликативный эффект. Для удовлетворения ее нужд задействованы многие сопутствующие предприятия, которые обеспечивают горнодобывающие компании всем необходимым еще до разработки и продолжают это делать на протяжении всего периода работы. И если на начальной стадии проекта доходность добывающего предприятия велика, то в конце она неуклонно снижается. На этом этапе налог на выручку сильно бьет по компании, что сейчас можно наблюдать на всех проектах «Кыргызалтына».

Кроме того, налог на выручку не учитывает отработку месторождений с низким содержанием руды, а значит, инвесторы будут нацелены только на богатые объекты. Но и в этом случае будут работать только до тех пор, пока содержание руды не опустится ниже определенного уровня рентабельности, после чего месторождение бросят и не отработают до конца.

Новый круг

Есть также дублирующие выплаты: соцпакет для развития местных сообществ и 2-процентный неналоговый платеж на развитие инфраструктуры. Цель этих выплат по сути одна, и хотя 2-процентные отчисления имеют все признаки налога, к таковым не относятся. «Надо выбрать один инструмент, а второй перевести в разряд налоговых платежей», - озвучил еще одну рекомендацию эксперт Рыспек Токтогул.

В числе предложений от сектора - работа над скидкой на истощение недр. «Сейчас она составляет 15 процентов, но этот закон не работает, - продолжает эксперт. - Эти начисления также считаются из прибыли. Например, в США скидка на истощение недр работает на завершающей стадии проекта. В будущем нам тоже предстоит пройти это, когда необходимо поддержать предприятия, которые уже работают не так активно как на стадии начальной разработки, но, тем не менее, дают рабочие места».

Все эти рекомендации войдут в Стратегию развития горнодобывающей отрасли, которая в настоящее время разрабатывается. Остается рассчитывать, что в преддверии нового геологического сезона правила работы для новых и действующих игроков на рынке изменятся только в лучшую сторону.