Градус недоверия

31.01.2013 11:00, —

Борьбу с теневым сектором в алкогольной отрасли эксперты расценивают как провальную. В свое время сами чиновники признавались, что на долю нелегалов приходится до 60 процентов.

Вечерний Бишкек №11 (10569), 30.01.2013, Максим Цой 

Градус недоверия

Борьбу с теневым сектором в алкогольной отрасли эксперты расценивают как провальную. В свое время сами чиновники признавались, что на долю нелегалов приходится до 60 процентов. Из года в год государство пытается закручивать гайки, но должного эффекта такие карательные меры не дают. Чуть ли не каждую неделю правоохранительные органы обнаруживают контрафакт, что не мешает теневикам продолжать вести бурную деятельность. Отсюда и неутешительные цифры. В прошлом году вместо запланированных 525 миллионов сомов в госказну поступило лишь 372 миллиона.

Конфликт интересов

Отрасль лихорадит давно. Более того, она всегда находилась под прицелом правящих семейных кланов. Пользуясь своим положением, они принимали законы, ухудшающие условия ведения бизнеса для мелких и средних предприятий и создающие эксклюзивные условия, то есть фактически монополию, для отдельных крупных. В погоне за сверхприбылью от нелегального производства спирта и водки велась целенаправленная политика по уничтожению системы государственного регулирования. Вначале госкорпорация “Кыргызалко”, затем Госалкоинспекция и Госалкоагентство искусственно лишались полномочий и перекидывались с места на место. В прошлом году и вовсе ликвидировали профильное ведомство, а его функции передали в Государственную налоговую службу.

— Производители алкогольной продукции с самого начала выступали против передачи полномочий по госрегулированию налоговой службе. Получается, что в одном госоргане сегодня сосредоточены фактически две взаимоисключающие функции — по выдаче лицензий хозяйствующим субъектам и администрированию налогов. Налицо конфликт интересов, и ни к чему хорошему это явно не приведет. Подтверждение моих слов — провал по сбору налогов за прошлый год, — говорит президент Ассоциации производителей алкогольной продукции Кыргызстана Турсунбек Куренкеев. — Среди ответственных работников нынешнего Госалкоуправления при ГНС, по сути, нет ни одного кадрового специалиста. Вместо них бывшие налоговики и работники правоохранительных органов.

Сегодня, как никогда, назрела необходимость в глубокой реформе отрасли. По словам Куренкеева, раз это не по силам госорганам, то пусть они часть полномочий по регулированию делегируют отраслевым ассоциациям на принципах аутсорсинга. Тем более что в последнее время так много говорится о необходимости укрепления государственно–частного партнерства. Бизнес–сообщество готово взять на себя контроль за производством, лицензированием и импортом продукции, обеспечивая баланс интересов всех участников рынка.

— Сегодня, чтобы получить любое разрешение, нужно дать мзду. Это касается не только алкогольной, но и транспортной, строительной да и многих других отраслей. Сложившаяся система давно стала кормушкой для чиновников. Уверен, что предприниматели в состоянии сами навести порядок. Наглядный пример — строительная отрасль в России, которой позволили саморегулироваться. Уровень производства там сразу заметно вырос, — отмечает Куренкеев. — Сегодня только для производителей водочной продукции спускают план производства и контролируют поступление налогов. Мне непонятно, чем объясняется такой явно избирательный подход. Ведь, помимо водки, в нашей стране производятся вино, пиво, коньяк, бренди, кальвадос. Эти секторы тоже находятся в тени, если даже не больше.

В 2011 году тогдашний премьер Омурбек Бабанов установил для водочных производителей план в 2,5 миллиона декалитров и чуть ли не под угрозой отзыва лицензии заставил всех подписать соглашение. Каждому предприятию вменялось за год произвести не менее 100 тысяч декалитров водки. Поставленная задача не была выполнена ни в 2011–м, ни в 2012 году. Последние 5 — 6 лет официальный уровень производства держится в пределах 1,5 миллиона декалитров водки. Добиться большего не удается.

Кластерное решение

Решение многих проблем Ассоциация производителей алкогольной продукции видит в создании промышленного кластера на базе Кара–Балтинского спиртового завода. И для этого просит позволить участникам рынка акционировать предприятие.

— На правительственном уровне фактически решен вопрос о вступлении нашей страны в Таможенный союз. Но готовы ли к этому производители? Могу сказать, что в нынешних условиях отечественная алкогольная промышленность не выдержит конкуренции с казахстанскими и российскими производителями. Если у них декалитр спирта стоит от 7 до 10 долларов, то у нас отпускная цена — 23 доллара. В России и Казахстане почти при каждом водочном заводе есть свое спиртовое производство и сырье достается по себестоимости. Такие же условия должны быть и у нас, ведь задача государства — создать конкуренцию там, где ее нет, — полагает Турсунбек Куренкеев.

По его словам, став владельцами Кара–Балтинского спиртзавода, производители будут, как никто другой, заинтересованы в снижении стоимости и повышении качества сырья. У нынешнего же руководства предприятия такой задачи нет.

— Нам известно, что сырье приобретается по завышенной цене. Когда пшеница стоила 10 сомов за килограмм, ее покупали за 15. Когда цена подскочила до 20 сомов, приобретали по 25 — 27, — говорит Куренкеев. — Во время премьерства Омурбека Бабанова Кара–Балтинский спиртзавод включали в список приватизируемых объектов. Этот вопрос могут поднять снова. Если предприятие отдадут отдельному коммерсанту, то ничего хорошего из этого не выйдет. Лучше позволить самим производителям владеть спиртзаводом. Тем самым мы добьемся заинтересованности в увеличении объемов спирта. За счет совместного контроля за его производством снизится отпускная стоимость. С появлением здоровой конкуренции предприниматели сами начнут выходить из тени.

препоны

Ты меня уважаешь?

Отечественные производители жалуются, что не могут со своей алкогольной продукцией выйти на российский рынок. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкорегулирование) отказывает национальному оператору “Торговый дом “Кыргызстан” в лицензии на оптовую реализацию.

Торговый павильон располагается на территории Всероссийского выставочного центра в Москве. Учредителем выступает наше Министерство экономики. С намерением продвигать товары за рубежом Ассоциация производителей алкогольной продукции Кыргызстана подписала с ТД “Кыргызстан” соглашение о сотрудничестве.

По российскому законодательству оптовая торговля алкогольной продукцией относится к лицензируемым видам деятельности. Как положено, ТД “Кыргызстан” подал заявление на получение лицензии в Росалкорегулирование. Однако вопрос до сих пор не решен. Ассоциация обратилась за поддержкой к первому вице–премьеру Джоомарту Оторбаеву, а тот в свою очередь к своему российскому коллеге Игорю Шувалову, курирующему данную отрасль.

— В Росалкорегулировании объяснили отказ чисто формальными предлогами. Якобы у ТД “Кыргызстан” есть налоговая задолженность и он не включен в базу данных ведомства. Посоветовали устранить эти нарушения и обратиться вновь. На мой взгляд, это попытка любыми путями не выдать лицензию. Удивительно, что на высоком уровне мы говорим о дружбе и сотрудничестве, но не можем решить мелкий вопрос. В таком случае мы вынуждены требовать приостановки импорта из России, — отмечает президент Ассоциации производителей алкогольной продукции Кыргызстана Турсунбек Куренкеев. — Почему нельзя сотрудничать на паритетных началах? По официальным данным, присутствие алкогольной продукции российского производства на нашем рынке не превышает 10 — 12 процентов. На самом же деле крепкий алкоголь занимает более 20 процентов от общего потребления, а пиво и слабоалкогольные напитки — более 50 процентов. В то же время наша продукция на прилавках российских магазинов не представлена. А даже если и появится, то никакой угрозы для тамошних производителей представлять не будет. Объемы производства несопоставимы. Зато расширение экспорта позволит нашим предприятиям получить дополнительные средства на развитие и увеличить отчисления в бюджет.

идея фикс

Алкогольщиков берут под видеонаблюдение

Министерство экономики предлагает правительству обязать производителей водки и спирта устанавливать на предприятиях системы видеонаблюдения и измерительные приборы объемов жидкостей. Предприниматели восприняли эту идею в штыки.

— Все дело в том, что мы это уже проходили. В 1999 году правительство заставляло производителей водки и спирта устанавливать измерительные приборы. Фактически это постановление до сих пор никто не отменял. Но оно не выполняется, зато служит инструментом давления на предпринимателей. Чиновники ссылаются на этот пункт во время торгов по поводу выдачи или продления лицензии, — поясняет позицию бизнесменов Турсунбек Куренкеев. — Существуют и технические сложности. В соседнем Казахстане еще в 1998 году были приняты подобные меры. Должного эффекта они не дали, хотя производителям установка и наладка приборов влетела в копеечку. Сегодня один измерительный прибор для водочного производства стоит около 500 тысяч сомов, для спиртового — более миллиона сомов, а их на каждом заводе должно быть несколько.

Бизнесмены также резко раскритиковали идею установки на водочных предприятиях систем видеонаблюдения. По замыслу инициаторов, видеокамеры должны фиксировать всю технологическую цепочку от приемки спирта до отпуска готовой продукции и передавать картинку в контролирующий орган в режиме реального времени.

— Тщательно изучив вопрос, мы пришли к выводу, что такого требования к производителям нигде в мире нет. Только наши чиновники, которые все хотят контролировать и регулировать, могли до такого додуматься, — говорит Турсунбек Куренкеев. — Чтобы можно было следить за процессом производства в онлайн–режиме, необходим постоянный доступ к сети Интернет. А некоторые заводы расположены там, где его попросту нет. Установка и обслуживание систем выдеонаблюдения обойдется недешево. Эти расходы хотят полностью возложить на хозяйствующие субъекты, с чем они категорически не согласны.

цена вопроса

Пить или не пить

Поднять ставки акцизного налога на все виды алкогольной продукции задумало Министерство экономики. Что интересно, в Ассоциации производителей алкогольной продукции ничего против не имеют. Более того, предлагается, чтобы минимальная отпускная цена с завода была 70 сомов за поллитровку, а розничная — 75. Ожидается, что тем самым можно будет не только повысить налоговые поступления, но и поставить заслон контрафакту. Уже сейчас минимальная стоимость бутылки водки с учетом уплаченных налогов составляет 61 — 62 сома. Значит, любая продукция, которая стоит меньше этой суммы, реализуется нелегально.

Акцизные марки требуемой защиты не дают. Наряду с официальными акцизками на рынке свободно обращаются подделки турецкого и китайского производства. Причем по качеству изготовления они порой ничем не уступают оригиналу.

— Нужно отменить акцизные марки на алкогольную продукцию, ведь они давно перестали отвечать своему предназначению. Либо наклейки должны быть такого качества, чтобы их трудно было подделать. По нашим данным, британская компания “Де Ля Ру” на изготовлении акцизок на водочную и табачную продукцию уже заработала более 90 миллионов долларов. Раз должного эффекта нет, значит, деньги были потрачены впустую, — считает Турсунбек Куренкеев. — Мы предлагаем законодательно закрепить ежегодное повышение ставки акцизного налога на 10 — 20 процентов.