Бюджетная журналистика в Кыргызской Республике: количественный взрыв

Бюджетная журналистика в Кыргызской Республике: количественный взрыв
03.06.2013 10:28, —

Тенденции 2011 – 2013гг.: Результаты оценки состояния бюджетной журналистики в Кыргызской Республике.

Тенденции 2011 – 2013гг.: Результаты оценки состояния бюджетной журналистики в Кыргызской Республике

Данное исследование опубликовано Институтом политики развития в рамках проекта «СМИ – механизм прозрачности бюджета» при финансовой поддержке программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» Фонда «Сорос-Кыргызстан». Мнения, выраженные в публикации, не обязательно отражают точку зрения Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Введение
За последние годы (2011 – 2013гг.) различными силами в обществе Кыргызской Республики предприняты значительные усилия для достижения прозрачности управления государственными финансами. Неправительственными организациями при поддержке доноров реализовано большое число проектов, направленных на раскрытие и анализ бюджетной информации. Большой шаг вперед в этом направлении сделало государство силами Министерства финансов, которое в рамках ГП «ИНФОСИСТЕМА» впервые в истории позволило гражданам видеть реальные доходы и расходы бюджета, обнародован Гражданский бюджет.

Вместе с тем за гранью понимания общества остаются многие и многие тонкости бюджетного процесса отдельных секторальных бюджетных проблем. И если в СМИ Бишкека вопросы бюджета освещаются достаточно активно, то жители регионов Кыргызстана все еще недостаточно осведомлены о состоянии государственных финансов, целях и проблемах бюджета страны в целом и местных бюджетов в частности. Средства массовой информации не выполняют своей функции по информированию общества о государственном и местных бюджетах. По этой и иным причинам жители республики не видят связи между государственными и муниципальными финансами и качеством своей жизни. Они не понимают, каким образом общественные финансы влияют на предоставление услуг. С одной стороны, это порождает потребительское отношению к бюджету: граждане часто ожидают, что за счет государственных средств можно, например, ремонтировать многоквартирные жилые дома, квартиры в которых приватизированы и являются частной собственностью. Другой пример: родители готовы платить денежные сборы школам на покрытие нужд, которые должны обеспечиваться из государственного и местных бюджетов. В то же время граждане ничего не знают о том, как расходуются средства, предназначенные, например, для содержания правительства.

Большинство граждан имеют весьма смутное представление об общественных финансах, о путях их формирования, о роли в экономическом развитии, о способах эффективного управления ими, а также о способах злоупотребления и использования в корыстных целях. Особенно закрытыми остаются вопросы экономии, перерасхода и иных изменений в течение исполнения бюджета. Например, по закону, любые изменения в исполнении бюджета должны обсуждаться и утверждаться на сессиях местных кенешей или через специальный закон парламента, если речь идет о государственном бюджете, а информация об этих изменениях должна быть доступна общественности. Однако на практике этого не происходит.

Бюджет остается непрозрачным не только потому, что органы управления не стремятся раскрывать бюджетную информацию, но и потому, что спрос на нее со стороны общества КАЖЕТСЯ незначительным. Огромную роль в достижении прозрачности управления финансами и собственностью играет контроль со стороны общества. Когда речь идет о выборных органах управления, никакие принудительные меры по раскрытию информации не сравнятся по своей эффективности с требованиями граждан. Однако этот контроль не возникает сам по себе. Общество должно обладать специальными знаниями и навыками, чтобы осуществлять эффективный контроль над управлением финансами и собственностью. Если спросить жителя отдаленного села, интересна ли ему информация о плане государственного бюджета на будущий квартал, то, скорее всего, он ответит «нет». Но если спросить его, интересно ли ему, сколько государство тратит средств на содержание его сына, проходящего воинскую службу, то такая информация, безусловно, будет очень интересна. Данные исследования, проведенного Институтом политики развития в 2012 году (таблица 1), показывают, что общество плохо ориентируется в бюджетных вопросах, а, значит, не способно сформировать качественный СПРОС на бюджетную информацию. Подавляющее большинство граждан по-прежнему думает, что самая значительная часть местного бюджета тратится на содержание органа местного самоуправления или вообще не знает о расходах местного бюджета, тогда как самую большую долю в местных бюджетах составляют расходы на образование. Причем чем дальше от центра, тем меньше люди осведомлены о структуре бюджета и расходах органов управления.

Читать полностью

 

Скачать:
Проект: