Местные бюджеты - где тонко, там и рвется

08.09.2012 11:42, —
 Учебная литература

В Кыргызстане образовался порочный круг, когда органы государственной власти закрывают бреши за счет местных бюджетов, делегируя свои полномочия органам МСУ и не выделяя при этом ни копейки.

Источник: ИА «24.kg», Ирина ДУДКА

Дефицит бюджета Кыргызстана переходит из года в год. Он немного снижается, то вновь вырастает. При этом расхождения между требуемым и имеющимся в наличии огромны: на 2012 год - 23 миллиарда сомов, на 2013-й - пока 17 миллиардов, но, возможно, будут коррективы в сторону повышения. Амбиции сильнее разума, и ежегодно депутаты и министры утверждают заведомо невыполнимый бюджет. После они долго оправдываются, что многое не удалось сделать из-за отсутствия денег, списывают неудачи на непогоду, недовыработку и недосбор и, рассуждая на тему «а если бы», снова принимают бюджет на следующий год с гигантским дефицитом и амбициозными обязательствами.

Кто-то вместо нас

Кыргызстан хорошо знаком с понятием предельной величины бюджетного дефицита, в 2012 году она как раз на уровне 23 миллиардов сомов - примерно четверти от потребностей. Говоря образно, мы подошли к краю пропасти.

Аппетиты не уменьшаются, а нехватка денег в государственном кошельке отражается на местных бюджетах. В Кыргызстане образовался порочный круг, когда органы государственной власти закрывают бреши за счет местных бюджетов, делегируя свои полномочия органам МСУ и не выделяя при этом ни копейки.

В итоге МСУ вынуждены исполнять навязанные им задачи за счет своих бюджетов, отрывая деньги, заложенные на другие нужды. К слову, законодательство определяет ответственность ОМСУ по 22 вопросам, решаемым за счет местных доходов. Итогом такой непродуманной политики стал рост числа дотационных регионов. «Из 493 существующих айылных округов самодостаточными можно назвать только 66», - приводит статистику начальник главного управления межбюджетных отношений Минфина Зоотбек Кыдыралиев.

Зависимость местных бюджетов от государственного растет из года в год: в 2007 году доля трансфертов доходила до 47 процентов, в 2008-м - до 49. В 2009-м - упала было до 40 процентов, и на этом фоне планировалось ее постепенное снижение до 32, однако этого не произошло. По словам директора правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаиловой, в 2012 году этот показатель доходит до 75 процентов, а в депрессивных районах и вовсе до 90-95 процентов. Таковых по республике более 50.

Если долго мучиться, то бюджет получится

Финансисты уверены: зависимость надо снижать, а значит - пересмотреть взаимоотношения органов МСУ с госорганами и сам принцип формирования бюджета. «Бюджет до сих пор формируется «сверху вниз», в то время как нормативная практика прописывает обратное», - говорит эксперт Института политики развития Асылбек Чекиров.

Это означает, что вместо данных, основанных на расчетных показателях развития региона и подачи прогнозов наверх, на деле происходит обратное: «придумав» заведомо невыполнимый бюджет, его сверху спускают на места, требуя обеспечить выполнение.

Эксперт поясняет, что Минфин при составлении прогноза не учитывает изменений. «С течением времени меняются статусы земельных участков, объекты недвижимости меняются или сносятся, машины разбиваются. Но поскольку единой базы нет, при составлении прогноза это не учитывают», - говорит он. В итоге получается бюджет, оторванный от реальной жизни, в котором игнорируются нужды и приоритеты муниципалитетов.

«Цифры, которые спускает Минфин и ГНС, изначально завышены, отсюда и недоимка», - соглашается представитель Ысык-Атинского района Алмаз Мусакожоев.

Завышенные показатели влекут и завышенные обязательства по расходам. На бумаге округа реализуют соцпрограммы, благоустраивают территории, но до их воплощения в жизнь дело не доходит из-за перераспределения средств на несвойственные местному самоуправлению задачи.

Единой методологии по формированию местных бюджетов нет. Да и сами округа составляют бюджеты «по накатанной». «Все расчеты строятся на основе анализа налоговых поступлений за предыдущий год, хотя доходная часть бюджета должна рассчитываться ежегодно на основании более чем 40 экономических и статистических показателей, но эта база не ведется», - продолжает Асылбек Чекиров.

По словам эксперта, местные власти, рассчитывая одну из главных статей дохода - налог на землю - берут в расчет только земли сельхозназначения, поскольку есть только эта база, а земли под коммерческими объектами не учитываются. Таковых, по данным Института политики развития, в 7 раз больше. Такая же ошибка при сборе налога на недвижимость, где не учитывается коммерческая недвижимость. При правильном подходе эти резервы могли бы помочь айылным округам выжить в эпоху рыночных отношений и, как следствие, снизить количество дотационных регионов.

Общественное объединение «Айыл демилгеси» при финансовой поддержке программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» Фонда «Сорос-Кыргызстан» провело опрос руководителей МСУ о том, по каким принципам они делают расчеты бюджета. Более половины участников ответили, что формируют бюджет на основе контрольных цифр; 38 процентов за основу берут экономические показатели, под которыми понимают только собранные налоги за предыдущий год; и никто не сказал, что проводит расчеты по всем 40 позициям.

«Никто не ведет базу экономических показателей, не делает запросы в Госрегистр, чтобы получить данные по площадям земельных участков и коммерческих предприятий для расчета земельного налога», - говорит эксперт, отмечая, что местные кенеши не понимают сути бюджетного процесса, не знают, от чего зависит его формирование.

Инвестиции в село

Теоретически всю информацию для эффективного формирования бюджета МСУ должны давать районные подразделения ГНС, Госрегистра, казначейства, статкома, но этого не происходит. Госорганы, считая МСУ некими «мелкими подразделениями», весьма неохотно предоставляют информацию, в лучшем случае ее продадут. «Нет партнерских взаимосвязей», - признает директор ОО «Айыл демилгеси» Айнура Мадраимова, замечая, что и сами МСУ пассивны, поскольку за годы жизни на дотациях привыкли переносить ответственность за формирование бюджета и его показателей на вышестоящий уровень.

Эксперты уверены, что нужна единая методика формирования бюджета на основе расчетов и регламент взаимодействия госорганов и ОМСУ. Возможно, стоит передать отдельные полномочия ГНС органам МСУ, но без фанатизма - осторожно и выборочно.

Свое видение по снижению дотационных регионов есть и у Минфина. «Мы предлагаем айылным округам разработать инвестиционные проекты, которые бы приносили доход, и таким образом через 2-3 года их можно будет снять с дотации», - говорит начальник управления межбюджетных отношений Минфина Зоотбек Кыдыралиев.

Опробовать проект он предлагает на шести самых отсталых регионах. Финансировать бизнес-идеи будут из бюджета. «Мы последние 20 лет больше старались централизовать ресурсы, и ОМСУ практически не занимались формированием бюджетов, поэтому надо создавать возможности для открытия своего дела в регионах», - продолжает Зоотбек Кыдыралиев.

Он пояснил, что Минфин составил список самых бедных округов, у которых самофинансирование не превышает 5-10 процентов. Как правило, они имеют особый статус - приграничных, высокогорных, труднодоступных. «Мы хотим дать им 10-20 миллионов в 2013 году, чтобы они реализовали свои проекты, тогда у них появится самостоятельность, - поясняет он. - Мы объехали Нарынскую, Иссык-Кульскую, Баткенскую области и некоторые районы Ошской, разговаривали с жителями, люди готовы к переменам».