Взаимодействие горнодобывающих компаний с местным сообществом и увеличением доходной части местных бюджетов (ОБСЕ, 2013)

01.03.2013 00:00

Реализация: Институт политики развития
(Менеджер проекта: Жылдыз Керимова, 0312 97-65-30, 0555 432-660, jkerimova@dpi.kg)

Финансирование: ОБСЕ Центр в Бишкеке

Период реализации: март - ноябрь 2013

География проекта: Баткенская и Джалал-Абадская области Кыргызской Республики

Цель проекта:

  • Разработка и апробации модели «вхождения» горнодобывающей компании (или любого другого бизнеса, связанного с разработкой природных ресурсов или переработкой сельхозпродукции) на территорию местного сообщества, установления устойчивого партнерства с органами местного самоуправления и гражданами.  

Деятельность проекта:

Проект будет реализован на базе 3 пилотных муниципалитетов в северных областях Кыргызской Республики. Небольшое число муниципалитетов объясняется тем, что разработка и внедрение модели потребует проведения большого комплекса мероприятий и потребует больших трудовых затрат. Кроме того, достижение желаемого результата требует кропотливой продолжительной работы с большим числом людей на территории муниципалитетов, а также плотных рабочих отношений с территориальными подразделениями государственных органов и усилий на национальном уровне.

Особенности проекта и технический подход:

Особенность проекта заключается в том, что главной целевой аудиторией проекта является не только местное население, но и органы местного самоуправления. Это особенность отличает проект от деятельности, которую компании пытаются проводить с местными сообществами, практически не работая с органами местного самоуправления, в частности, с местными кенешами; не проводят институциональное закрепление сотрудничества, не обеспечивают повышение доходной части местных бюджетов; не устанавливают с МСУ и сообщества долгосрочного партнерства с учетом интересов различных социальных групп. Институт политики развития провел ряд консультаций с компаниями, занимающимися вопросами корпоративной социальной ответственности и изучил практику их работу по обеспечению работы инвесторов на конфликтных территориях.

Органы местного самоуправления и компании будут обучены методам управления инвестициями с непосредственным участием местного населения, на основе определения приоритетов по социальным и экономическим вопросам. Предлагаемый подход отличается тем, что будут четко структурированы финансовые аспекты партнерства. 

Во-первых, финансовые средства, поступающие в виде обязательных налогов и сборов будут обеспечены максимальной прозрачностью. Компании и органы МСУ будут обучены необходимостью в полной мере обеспечить их поступление в местный бюджет, а также процедурам мониторинга и контроля по их использованию. 

Во-вторых, финансовые ресурсы, которые могут поступать дополнительно в качестве спонсорской помощи также будут направляться на основе выявленных приоритетов, обеспечения гласности и прозрачности. 

В-третьих, этот подход также защищает интересы инвестора, так как подразумевает подписание соглашения между сообществом в лице органа МСУ и компанией. В данном соглашении будут оговорены обязательства сторон и перспективы долгосрочного сотрудничества. Детализация этих обязательств позволит снизить риск их неисполнения какой-либо из сторон. Кроме того, со стороны сообщества появляется ответственное лицо – органы МСУ, а широкая информационная кампания и участие граждан через комплекс СИНС снижает риск проявления неудовольствия со стороны населения.

Пилотные муниципалитеты

Пилотные муниципалитеты проекта будут выбраны на основе следующих критериев:

  • Наличие природных ресурсов, пригодных к разработке, к которым проявляют интерес инвесторы
  • Наличие компании, потенциально заинтересованной в разработке
  • Отсутствие конфликтного контекста (уже начавшийся конфликт станет непреодолимым препятствием для успеха проекта)
  • Наличие заинтересованности, готовности к сотрудничеству со стороны органа местного самоуправления.

Последовательность действий

Вся деятельность рассчитана на двухгодичный цикл. Вся деятельность проекта состоит из шести больших этапов:

  1. Информационная кампания
  2. Обучение заинтересованных сторон
  3. Проведение комплекса СИНС-мероприятий
  4. Нормативная подготовка взаимодействия с госорганами и органами МСУ
  5. Общественные слушания
  6. Реализация совместного проекта
  7. Информационная кампания по результатам проекта.
     

Этапы 1-4 выполняются в течение первого года проекта, этапы 5-7 – в течение второго года реализации проекта. 

 

 

 

Новости:

События для СМИ:

Библиотека: